Советы психолога Эффективный метод избавления от деструктивных зависимостей СОСТОЯНИЕ СПОКОЙНОГО ОСОЗНАНИЯ КАК СРЕДСТВО ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИСКОМФОРТА

СОСТОЯНИЕ СПОКОЙНОГО ОСОЗНАНИЯ КАК СРЕДСТВО ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИСКОМФОРТА

302
0

Если говорить об эмоциях, то исследования показали, что медитация способна уменьшить ощущение беспокойства и подавленности. Когда уходят тревога и печаль, люди менее склонны к употреблению наркотиков, алкоголя или антидепрессантов для изменения своего эмоционального состояния. Медитация помогает унять душевное смятение, устранив внутренний диалог, который и порождает беспокойство.

Наш внутренний мир с его мыслями, чувствами, воспоминаниями и желаниями определяет качество нашей жизни. Для большинства из нас ощущение нашего я зависит от того, насколько комфортно или некомфортно мы чувствуем себя в своей профессии и взаимоотношениях с людьми. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд говорил: Любовь и работа — краеугольные камни человеческой природы. Мы ежесекундно вовлечены в непрерывный диалог с самим собой, тема которого — работа и отношения. Медитация позволяет на время прервать нескончаемый поток мыслей и помогает выявить новые, творческие идеи, на которые мы раньше не обращали внимания.

Понимая природу умственной деятельности, мы способны оценить покой ума в медитации. Если мы понаблюдаем за своим умом, то заметим, что каждая возникающая в нем мысль является или суждением о том, что случилось в прошлом, или ожиданием будущих событий. В древних индийских текстах, посвященных медитации, говорится, что ум постоянно движется по кругу, проходя при этом через три этапа. Вначале он фиксирует ощущение. Основываясь на нем, ум переходит к следующему этапу — формированию намерения, относительно того, стоит ему вовлекаться в событие, вызвавшее это ощущение, или нет. Намерение приводит к третьему этапу — действию или поступку. Такое действие на санскрите называется кармой. Это слово известно большинству западных людей. В результате действия фиксируются новые ощущения, которые приводят к новым намерениям и поступкам.

Этот цикл действие-ощущение-намерение-действие в ведической и буддийской традициях известен как кармический цикл. Именно он удерживает нас в рамках предсказуемого поведения, вызываемого определенными ситуациями, обстоятельствами и людьми. Вот где корень всех привычек — как благотворных, так и пагубных. Чтобы избавиться от привычного поведения, мы должны освободиться от кармического цикла. Это не может быть осуществлено одним лишь сознательным намерением, поскольку ощущения находятся гораздо глубже нашего разума.

Топливом, питающим кармический цикл, является тот смысл, который мы придаем какому-либо событию. Он служит спусковым крючком для воспоминаний и чувств, вызывающим определенные ассоциации и намерения. Скажем, вы гуляете по парку и замечаете щенка ретривера с золотистой шерстью. Он напоминает вам о песике, который был у вас в детстве. Воспоминания и чувства, связанные со щенком, тянут за собой другие мысли о детстве. Вы вспоминаете, как отец в гневе пнул вашего щенка, потому что тот испачкал ковер. Эти воспоминания вам неприятны, и вы Думаете, что неплохо было бы по дороге домой зайти в бар и чего-нибудь выпить. Таким образом, ощущения порождают желания, которые провоцируют новые Действия.

Медитация прерывает кармический цикл, привнося ощущение, лишенное какого-либо значения, неодолимо вас притягивающего. Это может быть ощущение от Наблюдения за собственным дыханием или пламенем свечи, от произвольных движений или повторения мантры. Независимо от того, какой метод вы используете, эффективность медитации заключается в остановке на какое-то мгновение непрерывной работы ума. Когда ум проваливается в промежуток между мыслями, тело тоже успокаивается. Опыт, который мы получаем в результате, — покой ума и физическое расслабление. Это и есть состояние спокойного осознания. Субъективно оно переживается как расслабленное бодрствование.

Когда ум активен, мы сосредоточены на внешних или внутренних раздражителях. Мы можем осознавать, что нам в голову пришла мысль или что нас посетило чувство, воспоминание или желание. Мы можем осознавать звуки, ощущения, образы, вкусы и запахи. Такие переживания, вызванные внутренними или внешними причинами, удерживают наше внимание и вызывают эмоциональные реакции на все, чем занят наш ум. В процессе медитации ум бодрствует, но при этом он отключен от внешних и внутренних объектов внимания. Состояние спокойного осознания успокаивает ум и расслабляет тело. И что очень важно, способность к центрированию, приобретаемая во время медитации, распространяется и на периоды активности ума. Большинство людей, регулярно практикующих медитацию, отмечают у себя устойчивое эмоциональное равновесие.

Назойливые мысли, сужающие наш кругозор и ограничивающие творческие способности, толкают нас на поиски временного облегчения, которое приносят алкоголь и наркотики. Медитация служит средством, открывающим новые перспективы. Уравновешенный ум, не обремененный беспокойством и суетой, способен быть более сильным и творческим. Успокаивая ум, мы открываем двери свободе и созидательным силам, обитающим в промежутках между нашими шаблонными мыслеформами. Чередуя моменты активности и пребывания в тишине, мы укрепляем здоровье, увеличиваем способность к созиданию, достигаем гармонии. Покой, который мы обретаем во время медитации, проявляется затем в наших мыслях, словах и действиях.