Своеобразие облика хотьковских изделий тесно связано с большой вдумчивой работой мастеров над совершенствованием художественных приемов, над обогащением животной кости и применением новых материалов, над освоением в производстве художественных изделий различных механизмов и приспособлений.
Все это свидетельствует о больших возможностях дальнейшего развития. Однако в настоящее время можно говорить лишь о первоначальном этапе в сложении художественно-стилевого облика промысла. Для того чтобы применяемые мастерами художественные приемы выкристаллизовались, приобрели четкость и выразительность, превратились в Оригинальный художественный язык промысла, способный передавать во всей полноте многообразие окружающей жизни, необходима дальнейшая длительная и упорная работа всего коллектива артели над повышением своего художественного и технического мастерства.
Первоначально сувенирами были поделки из кости, металла и дерева, выполненные мастерами Дагестана (аул Кубани), и других районов Кавказа, в которых были развиты соответствующие производства. Мастера приезжали в Кисловодск во время курортного сезона и сбывали здесь свою продукцию. Привлекаемые хорошим сбытом, некоторые ремесленники постепенно переселялись на постоянное жительство в Кисловодск и начинали заниматься здесь изготовлением изделий из кости. Каждый мастер работал в одиночку. Сведений о существовании в Кисловодске мастерских резьбы по кости до Великой Октябрьской социалистической революции не имеется.
Значительного развития промысел резьбы по кости в Кисловодске достиг лишь после Великой Октябрьской революции. Первая кооперативная костереэная артель имени 1 мая, существующая в настоящее время под названием «Художпром», была организована в 20-х годах.