Выставка АРХ Москва, в этом году проходившая в рамках Второго Московского биеннале архитектуры, вызвала яркое ощущение наступления новой эпохи. Как это ни парадоксально, но глобальный экономический кризис, погрузивший в анабиоз крупных застройщиков и заморозивший амбициозные проекты корпораций, вывел отечественную архитектуру из кризиса творческого. ЦДХ, находящейся между сциллой "Апельсина» и харибдой Генплана, стал ареной для манифестации новых принципов архитектуры.
«В течение пятнадцати лет выставка строго придерживалась своего кредо: выставлять независимую коммерческую архитектуру и отражал» последние тенденции на рынке», — утверждают организаторы АРХ Москвы. Рынок тогда казался панацеей: архитекторы стремились избавиться от влияния государства, которое ассоциировалось или с жёстким идеологическим диктатом, или со строительством массового типового жилья. Казалось, что лишь частный инвестор, стремящийся к извлечению прибыли, и озабоченный личным комфортом позволят архитектору реализовать творческие амбиции. Но результат оказался прямо противоположным: частный заказчик оказался не готов ни к экспериментам в области дизайна и архитектуры, ни к стратегическому подходу в развитии городов.
АРХ Москва 2010 стала попыткой критического осмысления происходивших в градостроительстве процессов и полигоном для поиска новых идей. На пресс-конференции, состоявшейся перед официальным открытием выставки, её новые векторы были озвучены чётко и недвусмысленно. Директор Биеннале Василий Бычков резко критиковал политику’ мэрии Москвы и деятельность девелоперов и застройщиков. «Перестройка: Модернизация города» — гак была сформулирована главная тема 2-й Московской биеннале архитектуры. «Задача архитекторов и урбанистов на грядущие годы заключается не в том, чтобы создавать новые города на «пустом месте», а в том, чтобы привести в порядок города существующие», — гласит манифест куратора Барта Голдхорна.
Наиболее ярким выражением этой темы стала экспозиция КСАР PKRM, представляющая стратегический мастер-план города Перми, созданный архитектором Кейсом Христиаансэ и КСАР Archtects & Planners, одним из самых влиятельных архитектурных бюро в Европе. Проект основан на модели «компактного города», предполагающей отказ от расширения городских окраин. Вместо этого планируется увеличить возможности и улучшить качества уже сложившейся городской среды. Подобные тенденции отражаются и в экспозиции «Трансформации города»: особенного внимания заслуживает проект «Крапивна: Воскресение » (Мастерская экспериментального проектирования МАрхИ). В его основе — реконструкция посёлка с долгой историей, но депрессивной современностью. Подобная концепция сформулирована в проекте «Изумрудное кольцо планеты» Лаборатории ландшафтной архитектуры «Земун», посвящённом модернизации заполярных городов. Итак, строительство «отгороженных» пригородов для нового мидл-класса перестаёт быть актуальным. В центре внимания — разрушающиеся райцентры, моногорода и города- спутники, обладающие собственной самобытной культурой и исторически сложившейся предметной средой, которым необходимо дать новую жизнь.
Экспозиция с парадоксальным названием «Модернизация Модернизма» посвящена реконструкции жилых и общественных зданий 1960—1970 годов. Ещё совсем недавно к «хрущёвкам» и «брежневкам» у нас относились не лучше, чем в Древнем Риме к Карфагену, однако расселение и снос типовой застройки оказался отнюдь не прибыльным проектом. «Модернизация Модернизма» демонстрирует европейский опыт реконструкции микрорайонов: в частности, это проект «Модернизация Плата», реализованный на территории бывшей ГДР, и многочисленные эксперименты с застройкой социалистического периода в Румынии и Сербии. Дипломный проект студентов МАрхИ «New Новые Черемушки» и проект «Микрорайон: Next Lfe» Анны Вишнич- Сергиенко — попытки творческого применения европейского опыта в российских городах.
Что ж, конец неолиберальной утопии стал серьёзным вызовом для архитектуры. Экспозиции в ЦДХ предлагают возможные ответы: стремление найти органичный баланс между исторической застройкой города и его новыми потребностями, гуманизация типовой застройки и промзон, создание новых объектов культуры и социальной индустрии (музеев, театров, школ) отодвигают на второй план амбициозные проекты новых жилых комплексов и небоскрёбы корпораций. Но главное — это осознание социальной ответственности архитектуры: не рассчитывая на государство и разочарованные в бизнесе, архитекторы обращаются к обществу. Архитектура больше не является поиском творческих и технологических решений для задач бизнеса: пришло понимание, что только комплексное решение социальных проблем обеспечит полноценное развитие города.