По материалам тех же Альбомов Казакова печи московских домов можно разделить на два основных типа. Первый тип — печь, зеркало которой либо доходит до полу, либо имеет основание, отделенное от верха карнизом-полочкой (в этом случае она приобретает вид камина). Печи второго типа состоят из двух частей: прямого или дугового зеркала и приставленного к нему подиума с завершением. В основании таких печей имеются ходы для дыма, верх — чисто декоративный. Общее свойство печей обоих типов то, что они сборные: часто отличаются мелкими деталями убранства, иногда при одинаковом верхе имеют различный низ, и наоборот, а поэтому и разделение на типы весьма условно.
Печи первого типа в Альбомах встречаются нередко (дом Шереметевых), дом Плещеева (зал), дом Тарасова (с нишей, в которой стоит ваза).
Но в натуре нам известны только три такие печи: в доме 20 по ул. Дзержинского (ныне, в Историческом музее), в так называемом доме Варгина на Тверской (ныне Советской) площади и печь в доме № 4 по Яузской улице.
История первого дома для датировки ничего не дает, так как дом построен в 1849 году и печь явно перенесена из другого дома. Очень близкая к ней печь дома Варгина, вероятно, ровесница дому и датируется 1806 годом. Различие печей в том, что в доме Варгина печь имеет подиум с фаянсовым рельефом-лебедем с венком на шее в обрамлении растительного орнамента. Печь дома 20 по ул. Дзержинского имеет сплошное зеркало до полу (при этом снизу добавлен — по высоте — еще ряд изразцов, плохо связанный с остальной композицией) и имеет полихромную поливу великолепного зелено-сиренево-желтого колорита.
Цветность этих изразцов роднит их с изразцами XVII века и очень поражает в памятнике начала XIX века. Печь дома Варгина чисто белая и значительно проигрывает от этого. Обе печи окантованы характерными арабесками.
То, что печи допожарные, подтверждается отчасти деталями: орел, сидящий на корзине с фруктами, очень «мирного» характера с виноградной кистью в клюве, а сама корзина очень похожа на часто повторяющуюся деталь лепнины первого десятилетия XIX века.
Печи на подиуме
Печи второго типа в Альбомах встречаются еще чаще.
Кроме того, часто они изображены на планах (благодаря сложной форме их легко узнать). Они могут быть как угловыми, так и прилегающими к одной стене и в плане прямоугольными.
Самый популярный вид таких печей — подиум, приложенный к дуговому или прямому зеркалу, на подиуме стоит колоколообразное завершение, «покрытое» акантовыми листьями и увенчанное вазой. Колокол придает печи нечто барочное, несмотря на ее ясные классические формы. До настоящего времени такая печь хорошо сохранилась в Охотничьем доме усадьбы Никольское — Урюпино (80-е годы XVIII в.). Аналогичная печь была в гостиной дома Гончаровых в Полотняном заводе, но в 1910 году завершения у нее не было (скорее всего оно исчезло). Появились эти печи, вероятно, в 80-х годах XVIII века, но широко применялись и в 90-х годах (в Альбомах Казакова — в домах Долгорукого на Пречистенке, Г. Н. Орлова на Никитской, Плещеева на Новой Басманной). Несколько таких печей запечатлено в книге Г. Лукомского «Кострома».