В период между двумя мировыми войнами, в век технического бума, в то время, когда был изобретён вертолёт и химическое оружие, произошло ещё одно очень важно открытие, но совершенно иного характера. Сформировался новый стиль, новый образ жизни — жизни в движении, прорывающейся сквозь холод технического прогресса. Жизни ар деко. Именно в нём отражена та сумасшедшая скорость, с которой человек перекраивал окружающий его мир, а тот, в свою очередь, менял вкусы и эстетические нормы самого человека. Ар деко — художественное течение, в котором слились классическая и нонклассическая парадигмы.
По мнению архитектора Марины Агаповой: В установлении взаимопонимания очень важную роль сыграли сами заказчики. Это люди, готовые и открытые ко всему новому’, к тому же обладающие хорошим вкусом. Путешествуя по свету, они невольно, проникаясь культурой чужих стран, отмечал и для себя много интересного и необычного. Неудивительно, что дом было решено оформить именно в стилевой манере, которая родилась из желания соединить несоединимое.
Заказчики дали архитектору возможность выбирать всё самое лучшее, отдавая себе отчёт в том, что стиль, превратившийся в стиль жизни для многих людей, не терпит дешевизны и компромисса. Именно поэтому все отделочные и декоративные материалы исключительного качества. Особое внимание Марина Агапова уделила роскошному паркету из массива ореха, при везён ному из Канады.
Дизайн гостиной — центральной жилой зоны, впрочем, как и кухни, и столовой — продуманы до мелочей. Целостность пространственного решения обеспечивается за счёт единой цветовой палитры с мягкими переходами от светлого к тёмному. Колористическим акцентом является орнамент, который буквально «-обвивает каждый уголок этого дома, превращая гайовую жилую конструкцию в цветущий сад.
Выбирая мебель, архитектор отдала предпочтение проверенному качеству итальянских компаний. Диван Fend. журнальный столик с фирменными резными ножками, светильники pe Cavall из коллекции Vsonnare. Но самое приятное, по мнению Марины Агаповой, что она, не найдя подходящей позиции в каталоге, имела возможность сама создать эскизы некоторых элементов меблировки, отправив их на производство знаменитых фабрик Sgma Elledue и pe Cavall.
В результате получились эксклюзивные модели, которые позже вошли в каталоги этих фабрик. Флористические узоры украшают и обивку мебели, и балки, разделяющие три основных пространства, и стены. Крупный орнамент на ограждении лестничных пролётов повторяется в оформлении галереи второго этажа и расположенной там мебельной группы. Вторая гостиная решена в нестандартной цветовой гамме, основанной на использовании табачного и бирюзового.
«Богемная» зона отдыха, в которой нашлось место для копии полотна великого Густава Климта, освещается хрустальной люстрой. Однако заказчики — отнюдь не любители нарочитой роскоши и относятся ко всему с достаточной долей юмора, о чём говорит забавный чёрно-белый этюд с креслами, стилизованными под белых мишек. Декор спальни полностью соответствует выбранной стилистической линии.
Однотонные обои цвета пыльной розы гармонируют с лёгкими занавесками и более тёмными по тону плотными шторами, аккуратно подхваченными кордом с кистями из натуральных птичьих перьев. Деликатное текстильное оформление позволило избежать излишней «парадности-» и сохранить ощущение простора, которое создаётся за счёт двух больших оконных проёмов. При минимальном количестве аксессуаров центральное место в комнате занимает кровать. И поэтому на её дизайне держится оформление всей комнаты. Данную модель отличает основа из тёмного дерева, украшенная резным орнаментом, и высокое изголовье, обитое текстилем.
В доме оборудовано пять санузлов. Особенность одного из них — наличие витража, оформленного по принципу триптиха, и роскошного панно с растительным орнаментом, столь актуальным для ар деко. В оформлении панно использована мозаика насыщенного лазурного цвета. Благородный бирюзовый в сочетании с яркими контрастными цветами и золотом, а также использование подсветки стеклянных панелей создают особое ощущение роскоши и великолепия. Второй санузел — гостевой на первом этаже — выполнен в графично-чёрно-белой гамме с глянцевым чёрным потолком и хрустальными светильниками. Основными декоративными элементами в этом санузле служат цветочное панно и зеркало в чёрной раме из муранского стекла.
Архитекторы Игорь Холмогоров и Денис Зоров, приглашённые для разработки и оформления интерьеров салона ювелирных украшений и элитных часов в Волгограде, стремились придать бутику’ узнаваемость и уникальность. Решение этой задачи было подсказано названием салона, выбранным самим заказчиком.
Как известно, легендарная античная царица была не только любительницей изысканных украшений, но и искушённой ценительницей искусана, а её короткая, но яркая жизнь до сих пор интригует историков и вдохновляет художников и поэтов. Кроме того, имя Клеопатры открыло ассоциативный ряд со стилем ар деко, который в начале двадцатого столетия творчески переосмыслил художественное наследие Древнего Египта. «Обращение к ар деко позволило нам обьпратъ египетскую тему, не прибегая к шаблонным приёмам, — рассказывает Игорь Холмогоров, — и привнесши в интерьер индивидуально разработанные, уникальные архитектурные элементы и детали ».
Пространство, с которым предстояло работать, находилось на нервом этаже внушительного дома в стиле сталинского ампира. Сокровища «Клеопатры» предстояло разместить в просторном двухсотметровом помещении, принадлежавшем ранее отделению банка. В основу зонирования был положен принцип классической симметрии: три высоких, просторных зала объединены в величественную прямую анфиладу. Залы визуально разделены порталами, стилизованными под архитектуру эллинистического Египта, через которые просматривается всё пространство салона. Характерные для «сталинок» высокие потолки, достигающие почти 6 метров, позволили сделать в одном из залов небольшой антресольный этаж. Эта галерея не только обеспечивает дополнительную площадь, но и вносит в пространство новые ракурсы.
Палитра интерьера выдержана в тёплых, песочно-охристых тонах, напоминающих о песках африканской пустыни, и дополнена яркими голубыми акцентами. В отделке салопа изначально предполагалось использование дорогих материалов и фактур», — утверждает автор проекта. Пол покрыт слэбами из натурального мрамора, дополненными мозаичными коврами, созданными по эскизам Игоря Холмогорова московской компанией Камниги». В отделке стен итальянский травертин сочетается с выразительной декоративной штукатуркой, а в сложном декоре потолков активно используются авторские росписи и витражи.
Светодизайн интерьера построен на сочетании функционального и декоративного освещения: центральные потолочные светильники, изготовленные в единичном экземпляре по индивидуальному заказу из литого металла и цветного стекла, дополнены периметральной подсветкой, скрывающейся за широкими карнизами потолка. В одном из залов функцию главного источника света выполняет мерцающий витраж, которым декорирован потолок Витрины и демонстрационные стенды были выполнены по авторским эскизам архитектора, а мебель для клиентских зон удалось найти в каталогах итальянской компании Elledue: эта фабрика выпустила коллекцию, достоверно стилизованную под ар деко а-ля Египет.
Благодаря богатству деталей, изящных элементов и тонких акцентов интерьер выглядит сложным, многогранным. «Основным партером при создании этого интерьера была московская фирма ХНУМ, — рассказывает Игорь Холмогоров, — которая изготовила все основные декоративные элементы: фризы, розетки, карнизы, витражи, ковку, люстры». Гипсовые элементы были расписаны вручную мастерами компании «Волгоградский художественный фонд». В этой же мастерской была создана скульптура Клеопатры, установленная в основном зале салона, и панно «Зодиакальный круг», украшающее потолок антресольного этажа. Эти произведения искусства стали стилистическими доминантами, придающими интерьеру глубину и одухотворённость.