Большое внимание развитию торговли, промышленности и художественных ремесел Севера уделял Петр I. Он трижды приезжал в Архангельск и Холмогоры, живо интересовался художественными ремеслами, в частности, резьбой по кости, и способствовал их развитию
В XVII-XVIII веках Холмогоры оказываются в центре торгово-промышленной и культурной жизни Севера. Усиление торговли различными товарами, и в частности костью, повышение спроса на костерезные изделия обусловили расцвет Холмогорского промысла в XVIII веке.
Материалом для изделий холмогорских резчиков служила слоновая, моржовая, мамонтовая и животная кость (цевка). В оклейных работах кость накладывалась на деревянную основу, покрытую фольгой, цветной бумагой, слюдой.
Наиболее употребительными способами обработки кости были цветная гравировка, рельефная (обычно невысокая), ажурная и в меньшей степени объемная резьба. Большого распространения достигали работы оклейные (на деревянной основе) и токарные. Излюбленными инструментами для резьбы являлись клепики и втиральники.
Большинство мастеров костерезов были крестьянами окружавших г. Холмогоры Архангельской губернии деревень (Куростров, Ухтостров, Матигоры, Ровдино). Некоторые из них жили в самом Архангельске. Работали мастера по заказам зажиточных дворянских, а позднее и купеческих слоев населения.
Творчество холмогорских мастеров было безымянным. Мы почти ничего не знаем о работах славившихся когда-то мастеров костерезов XVIII-XIX веков, — Головина, Дудина, Верещагина, Бобренова и многих других.
Творчество холмогорских мастеров костерезов развивалось в тесном взаимодействии со всей русской художественной культурой в целом.