Сама природа мифа такова, что каждый его смысловой уровень уводит нас еще глубже и дальше. Поэтому независимо от того, просто ли мы читаем миф или глубоко исследуем его корни, перед нами открывается возможность отправиться в долгое путешествие.
Мифологическое путешествие, известное нам как «поиски святого Грааля», отчасти принадлежит мистической традиции — традиции, скрывающей за символическими образами и загадочными иносказаниями знание о мистическом опыте и просветлении. Если бы это знание было изложено более понятным языком, оно могло бы быть встречено с непониманием или даже враждебностью. Кроме того, о подобных вещах нельзя говорить прямо, поскольку это означало бы окончание путешествия еще до того, как оно началось. Поэтому неудивительно, что многим из нас сложно понять мистическую составляющую Грааля. Более того, популярные легенды, окружающие святой Грааль, были созданы в те времена, когда жизнь вращалась вокруг религии, вдохновляясь духовными устремлениями, которые, очевидно, относятся к неотъемлемым составляющим человеческой природы.
Кроме того, есть в рассказах о святом Граале также историческая и пропагандистская составляющая. В каждый исторический период к основной легенде прививали те или иные популярные сюжеты. Иногда их распространяли в пропагандистских целях. Другие истории — либо непопулярные, либо неугодные власть имущим — забывались, сгорая на погребальном костре времени. Точно так же, как сегодня средства массовой информации пытаются убедить нас голосовать за ту или иную политическую партию, наших предков в прошедшие века пытались склонить к гем или иным верованиям. Именно так возникла легенда о том, что Грааль представляет собой сосуд, куда стекала кровь распятого Христа. Рассказывали также, что Грааль — это кубок, использовавшийся Христом во время Тайной вечери. Легенда о Граале как «памяти о Страстях Христовых»1 стала более значима, чем изначальная история. Но во всех этих толкованиях есть общая символическая черта: они связывают Грааль с Христовой кровью.
Наиболее часто цитируемый средневековый автор, писавший о Граале, — Элинан (НеИпапс1; 1150-1227), настоятель цистерианского монастыря во Фруамоне, епархия Бове. Однако мы обратили внимание на тог факт, что Элинан был одним из наиболее ревностных сторонников Альбигойского крестового похода (1209-1244) на юг Франции против катаров (от греческого слова кайгагск, что означает «чистые»), представителей гностической секты, которую церковь объявила еретической. Это обстоятельство должно было обязательно повлиять на все, что Элинан говорил о Граале, ибо ходили слухи, что катары владели секретом Грааля и тайно вынесли его из Монсегюра, прежде чем этот город попал в руки крестоносцев. Затем они якобы спрятали его в пещерах Орнолак, в Арьежской долине. Далее след теряется, поскольку вскоре катары были истреблены в ходе крестового похода, организованного папой Иннокентием III.
Элинан предполагает, что Грааль — это физический объект: кубок или чаша. Однако секрет, вынесенный катарами из Монсегюра, скорее представлял собой текст, содержавший подлинные знания о Граале, или же, возможно, какие- либо ритуальные атрибуты» связанные с этим знанием. Не исключено, конечно, что среди этих атрибутов был также символический кубок или чаша.
Другие авторы полагают, что Грааль — это пасхальное блюдо, использовавшееся во время Тайной вечери. В этом случае искать объяснение, почему символика Грааля включает в себя кровь, следует не в христианской или кельтской мифологии, а в иудейской. Можно доказать, что эта теория не верна, — однако следует помнить и то, что в истории о Граале некоторая доля правды есть во всем.
Вот что пишет доктор Линда Мал кор: «Многие источники намекают на связь между Граалем и сосудом для евхаристии, а в некоторых случаях даже говорят об этом прямо. Так в одном из стихотворений, посвященных Иосифу Аримафейскому… поэт говорит, что Грааль содержит «кровь убитого бога», и сравнивает его с чашей для евхаристии»2.
Святая евхаристия — одно из семи таинств христианской церкви, проводящееся во время мессы или божественной литургии. Этот ритуал включает вкушение верующими белого хлеба и красного вина. В некоторых вариантах ритуала хлеб или особую круглую облатку для причащения окунают в красное вино, налитое в большую чашу или кубок, а затем дают причащающемуся. Хлеб тут символизирует тело Христово, а вино — Христову кровь. Попытка связать Грааль с евхаристией особенно интересна тем, что этот ритуал символизирует единение человека с христианским Богом, показывая, таким образом, как можно установить личную осознанную связь с коллективным центром разума, к которому мы все теоретически и так подключены.
Итак, есть немало различных мнений по поводу того, что именно представляет собой Грааль. Не меньше существует и теорий относительно значения слова «Грааль».
В ранних манускриптах Грааль называют Бащгасй. Согласно утверждению Элинана, слово %гаа\ — производное от gradalis, а впервые Грааль предстал перед неким отшельником в видении, относящемся к 717-719 годам (см. Speculum Historiaie by Vincent of Beauvais). Элинановский gradalis похож на блюдо для рыбы, тогда как исследователь Грааля доктор Бергман указывает, что на средневековой латыни слово gra- dail (мужской род) иш gradae (средний род) означает «ваза», «кубок» или «чаша».
Первым использовал словосочетание «святой Грааль» сэр Томас Мэлори, живший в XV веке, автор книги «Смерть Артура». Он заявил, что Sangkreal — это благословенная кровь Христа. Однако один из авторитетнейших исследователей этимологии английского языка Уолтер Скит ( 1835— 1912) в своей книге English Etymology утверждает, что такая этимология словосочетания «святой Грааль» (Holy Grail) «является плодом ранней фальсификации — результатом намеренного превращения слов San Gréai (святое блюдо) в Sang Real (королевская кровь)»3. Это прекрасный пример того, как некоторые люди в личных интересах — обычно ради достижения власти — искажали и коверкали изначальную информацию о Граале. Мы обнаружили, что подобного рода ложные толкования или намеренные фальсификации появлялись с тех самых пор, как Грааль возник в глубокой древности.
Такая смена значения (превращение «святого Грааля» в «королевскую кровь») навела различных писателей и исследователей на мысль, будто тайна святого Грааля состоит в том, что европейские королевские династии являются прямыми потомками Иисуса Христа4. Итак, нам предлагают поверить, что королевские семьи Европы являются потомками Бога, подобно тому, как жители Древнего Египта верили, что их фараоны были детьми Бога. Однако, с нашей точки зрения, тайна святого Грааля может с тем же успехом состоять в том факте, что подобные дополнения к мифу о Граале лишь увеличивают число загадок вокруг него.
Вольфрама фон Эшенбаха, одного из первых и наиболее известных авторов, писавших о святом Граале, «купили» тамплиеры и цистерцианцы, чтобы он вписал их в этот, тогда еще новый пропагандистский миф. Уже в наше время к писателям, работающим над темой святой крови и святого Грааля, обращались члены сомнительного тайного общества «Монастырь Сиона» (Priory of Sion), решившие, что настало время раскрыть этот древний секрет5. Возникает вопрос, что же это за тайное общество, которое раскрывает свои секреты миру? Естественно, подобные откровения вызывают большие подозрения.
Существует много предположений относительно того, что же на самом деле представляет собой Грааль. Возможно даже, что существует не один Грааль, как отмечает Грэм Филипс, автор книги «Поиски Грааля»:
«В рыцарских преданиях Грааль или Граали всегда хранятся у представителей семьи Персифалей, прямых потомков Иосифа Аримафейского… в этом и состоит значение Грааля — он представляет собой зримый реальный символ альтернативной апостольской династии»6.
Мысль о том, что может существовать не один Грааль, вполне соответствовала нашим представлениям о том, что на самом деле стоит за легендой о Граале. Однако мы готовы пойти дальше, чем Грэм Филипс, и сказать, что эта «альтернативная апостольская династия» охраняет Грааль, но сама им не является. А охраняют его хорошо. Вплоть до намеренной дезинформации (взять хотя бы все эти истории о «Монастыре Сиона»), к которой прибегают, чтобы сбить с толку людей и пустить исследователей Грааля но ложному следу.
Тот факт, что Грааль описывают по-разному, тоже оставляет впечатление, будто Грааль — это несколько разных вещей, тогда как на самом деле задача всех этих образов — скрывать и защищать истинный Грааль.
Например, нам говорят, что Грааль — это некий сосуд с воскрешающей кровью Христа, принесенный некогда предполагаемым дядей Христа Иосифом Аримафейским в английский город Гластонбери. И в то же время считается, что Грааль — это языческий ритуальный котел, описанный в мифах кельтов и сарматов, символ плодородия, трансформации и возрождения. Этот котел, упоминаемый в кельтских мифах о котле Керидвен (кельтская богиня) и о котле Аннона (так называется подземный мир у кельтов), имеет много функций. Этот котел подобен порождающей Вселенную Пустоте в восточной традиции, поскольку способен извергать из себя огромные количества «дивной пищи и напитков» для победителей в битве. И еще он воскрешал погибших воинов победившей стороны, отнимая у каждого из них в качестве жертвы зрение или речь — чтобы воин не мог увидеть котел или рассказать о нем. Таким образом, воскресший воин не мог поделиться тайнами котла с людьми.
Подобно кельтскому котлу, Грааль ассоциируется с плодородием, возрождением, а также с циклом жизнь-смерть- воскрешение, отраженном в бесконечной смене времен года. В рамках этого годичного цикла последователи различных религий во всем мире празднуют день весеннего равноденствия, приходящийся на 21 марта. Эго один из двух дней в году, когда день равен ночи. Второй называется осеннее равноденствие и наступает на полгода позже; он приходится на 21 сентября. Считается, что эти праздники имеют языческое происхождение, но, скорее всего, в их основе лежит шаманская традиция. Для многих из нас весеннее равноденствие символизирует победу света над тьмой — добра над злом. Для других это, прежде всего, день зачатия Сына Божьего, чье пришествие на Землю, или физическое рождение, состоялось ровно через девять месяцев — во время зимнего солнцестояния. Язычники в день весеннего равноденствия праздновали смерть и возрождение «убитого бога», или «бога растительного мира», — у египтян это был Осирис, у римлян Аттис, у ассирийцев и вавилонян Таммуз, у шумеров Думузи,а у кельтов — Зеленый Человек. Приблизительно в это же время христиане празднуют смерть и воскресение Христа — Пасху.
Мы полагаем, что эти представления о ежегодном зачатии или возрождении «воскресающего бога» имеют немало общего с кельтским мифом о воскрешении погибших воинов. Более того, мы видим, что возрождающийся бог ежегодно обеспечивает людей урожаем, и это соответствует способности кельтского мифологического котла производить «дивную пищу». О Граале тоже говорят, что он может давать в изобилии пищу и напитки, а также обладает способностью внезапно появляться, словно ниоткуда.