Интерьер в зеркале живописи Архитектурные фоны в иконе московской школы

Архитектурные фоны в иконе московской школы

404
0

Архитектурные фоны в иконе московской школы «Рождество богоматери» (конец XVII века) переусложнены, орнаментальны и велеречивы, как риторическое плетение словес в современном ей славянском литературном барокко. Но, пожалуй, фонами в прямом смысле их не назовешь — это запутанные в прихотливое узорочье, но все же отчетливо пространственные «нутровые палаты» (как архитектурные фоны икон и росписей именовались в средневековой Руси). Их, как и пейзаж с орнаментами, относили к «доличному письму», которое исполняли особые иконописцы, причем с усложнением и измельчанием композиционных структур иконы в XVII веке процесс подобной специализации усиливался. В итоге это вело к появлению обширного круга мастеров, набивших руку исключительно на письме «нутровых палат», включенных еще в по-средневековому синтетическую картину мироздания.

Рождество богоматери. Конец XVII в. Доска, темпера, левкас Государственная Третьяковская галерея

В данном случае космизм пышной архитектуры, сочетающей в себе черты величественного дворцового жилья и ветхозаветного храма, укоренен и в самой иконографии. В апокрифических легендах о детстве и рождении Марии, а точнее, в их живописных вариантах, торжественной «интерьерной репрезентации» придавалась особая роль. Дворцово-храмовая пышность интерьера свидетельствовала и о богатстве Иоакима, благочестивого купца из Назарета, и — что существеннее для религиозного сознания — овеществляла метафору «Богоматерь-Церковь». «Витиеватые» балюстрады и галереи, ячейками объемлющие Анну и служанок с маленькой Марией, призваны были, таким образом, воплотить символическую картину благолепного и благоустроенного мироздания.

Рождество богоматери. Конец XVII в. Доска, темпера, левкас Государственная Третьяковская галерея Рождество богоматери. Конец XVII в. Доска, темпера, левкас Государственная Третьяковская галерея