Наконец, в конце 1924 года лучшие палехские мастера образуют новую Артель древней живописи. 2 января 1925 года артель была зарегистрирована должным образом в числе «диких», наряду с бесчисленными валяльными, сапожными, химическими, несколькими строчевышивальными и одной кинопостановочной артелями.
Как известно, основателями артели были 7 живописцев, затем медленно, но неуклонно число ее членов растет: в 1925 году -9, в 1929-м — в ней уже 22 работника.
По положению указанных артелей можно в достаточной мере судить о степени развития художественных производств, при этом, однако, необходимо учитывать существование большого количества неорганизованных кустарей. Сведения о них до такой степени незначительны, что собрать их воедино представляется совершенно невозможным.
Пожалуй, только на примере развития в некоторых губерниях гончарства мы можем представить объем производства художественных изделий кустарями-единоличниками (хотя, конечно, гончарная посуда не типична в этом отношении, поскольку в первую очередь предназначена для удовлетворения практических нужд).
Старейший гончар из деревни Кукушкино Парфеньевского района Костромской области А. М. Серов свидетельствует, что во время нэпа каждый из пятнадцати кукушкинских мастеров вывозил в течение года на ближайшие Парфеньевский, Кологривский, Макарьевский и некоторые другие рынки 4- 5 возов посуды по 250-300 штук изделий на каждом возу. Другими словами, один из множества центров гончарства поставлял в год не менее 15000 изделий. В небольшой статье солигаличского краеведа Я. Козырева сообщается о поступлении в январе 1925 года на местный рынок из нескольких волостей около 2500 гончарных изделий: корчаг, горшков, плошек, рукомойников, блюд и т. д.