Памятники Петербургского региона Характер помещения Кабинета

Характер помещения Кабинета

363
0

Характер помещения Кабинета Николая I, расположенного на втором этаже над Большой гостиной совершенно иной: более строгий, официальный, отсутствуют ковер и уютная загроможденность. Центральное место среди портретов ближайших родственников занимает Петр I, личностью которого правящий государь искренне восхищался. В кабинете размещена коллекция старых голландских картин, повторяющая убранство дворцов петровской эпохи (многие перенесены оттуда). Дополнительно император заказывал архитектурные пейзажи Голландии, изображения домов, где жил Петр I.

Николая I часто упрекают за его стремлении разграничить частную жизнь и служение государству («… хоть на время отрешиться от тягот ответственной службы»), за страстную любовь к военным маневрам и учениям, которые по его собственному признанию были «единственным и истинным … наслаждением» . Однако редко упоминается, что Николай I был третьим сыном Павла I и вряд ли мог рассчитывать на престол, и поэтому готовился к военной карьере. Следовательно, неслучайно, неофициальный, так называемый, Морской кабинет императора напоминает военный шатер, стены и потолок которого как бы затянуты тканью, собранной в складки и пышные драпировки. Иллюзорная роспись стен под ткань была выполнена собственноручно Д. — Б. Скотти в серебристых, серо-голубых и охристых тонах и декорирована мелкими цветочками и гербами Александрии. Обширные окна-двери выходят на огромный балкон, откуда, как с носа корабля, обозреваются не только просторы парка, но и Финский залив, а в ясную погоду виден Кронштадт. Николай I любил наблюдать с балкона за флотом в подзорную трубу, с помощью рупора он мог передавать распоряжения на башню сигнального телеграфа, построенного в парке на самом берегу залива, поддерживать связь с Кронштадтом и руководить маневрами Балтийского флота. В кабинете находятся различные морские приборы, развешены акварели с изображением судов — атрибутика, активно дополняющая образ и характерная для эпохи романтизма.