Памятники Петербургского региона Псевдоготические постройки императорской семьи

Псевдоготические постройки императорской семьи

234
0

Из всех рассматриваемых памятников этого периода, лучше всего сохранились дворцовые интерьеры императорской семьи, над проектами которых трудились крупные мастера того времени — архитекторы, художники и ремесленники. Как следствие этим произведениям характерен цельный и законченный образ.
Ранним и одним из самых показательных памятников псевдоготики второй четверти XIX века является летний дворец Коттедж в петергофской Александрии, построенный для семьи Николая I. Благодаря тому, что здание практически не перестраивалось, мы имеем уникальный пример гармоничного и законченного жилого интерьера этой эпохи.

Коттедж был сооружен в 1826-1829-х годах шотландским архитектором Адамом Менеласом, прибывшим в Россию в 1779 году вместе с Чарльзом Камероном. Николай I неслучайно обращается с заказом именно к Менеласу. Во время длительного путешествия по Великобритании он, еще будучи великим князем, восторгался «сельской Англией». Возможно, некоторое влияние на вкусы будущего государя оказала гувернантка-шотландка по происхождению Е.В. Лайон. Вполне естественно, что, взойдя на престол, он стремится воплотить свои впечатления в конкретном архитектурном образе. Определенное воздействие на художественное мировоззрение Николая I оказывала и его супруга — прусская принцесса Шарлотта, получившая после принятия православия имя — Александра Федоровна. Воспитанная на поэзии Шиллера, проникнутая духом мистической чувствительности и мечтательности, Александра Федоровна всячески способствовала распространению романтизма в России, господствовавшего в то время в Германии.
Александра Федоровна сразу ощутила глубокую симпатию к Петергофу. Поэтому, став императором, Николай I дарит супруге земли бывшего зверинца, восточнее Нижнего парка и издает указ строить сельский домик, «так называемый котич». В честь государыни парк был назван Александрией .
На формирование архитектурного облика постройки решающее воздействие оказали личные вкусы и пристрастия заказчиков. Для создания особой атмосферы исторических и литературных ассоциаций, а также общего стилистического замысла в Коттедже были применены архитектурные и орнаментальные мотивы готики, ее эмоциональный образ. К тому же созданная обстановка должна была напоминать Александре Федоровне родной дом в Германии. Поэтому интерьеры «сельского дворца», безусловно, воплощают определенную идейную программу, в них чувствуется обращение к конкретным изобразительным мотивам, символике и архитектурным образам, раскрывающим ее содержание и понятным многим современникам. Это стремление характерно для искусства романтизма в отличие от предыдущих классических стилей, где художники обращались к аллегориям.