Вольфрам фон Эшенбах в «Парсифале» пишет, что Грааль — это камень, принесенный с небес на землю «нейтральными ангелами», которые были названы так, поскольку отказались принять чью-либо сторону, когда на небесах разгорелась война. Нам не удалось найти источник, откуда Эшенбах почерпнул идею о нейтральных ангелах, хотя о них упоминает также Данте в своем «Аде» (3:34—69) — произведении, написанном в XIV веке. Однако мы обнаружили, что источники происхождения Грааля уходят далеко в прошлое — во времена загадочного культа богов и полубогов, известных под названием «Сияющие».
Египетские боги додинастического периода носили общее название Ыд).г — Нетер, или Нетеру (множественное число), — что означает «бог», «дух» или «душа». Некоторые исследователи переводят слово Нетер как neutral (англ, «нейтральный») или nature (англ, «природа») и высказывают предположение, что от него происходят английские слова neither («никакой», «ни тот, ни другой») и nether («нижний»), как в слове netherworld («нижний мир»). В число богов Нетер входили Осирис, Гор и Тот. Согласно Туринскому папирусу, где перечисляются имена этих богов, и династии фараонов, которым они покровительствовали, долгое правление Нетер закончилось периодом царствования Гора. Затем к власти пришла загадочная жреческая каста Шемсу Гор («Последователи Гора»). Эти жрецы также носили название Акху, что означает «Сияющие». Согласно всем источникам, эти боги и их воины-жрецы, известные как Стражи, или Нефилим (ангелы, согласно преданию, сошедшие с неба), до своего прихода в египетский город Гелиополис находились в Шумере. Эту загадочную расу связывали с «рыбьими божествами», вышедшими из моря. Если более конкретно, то говорили, что они пришли из «погрузившейся под воду страны», — что неизбежно наводит на мысли об исчезнувшем материке Атлантида. Сияющие также селились и в других точках земного шара. В Индии они известны как Наги (Властители Змей). В Центральной Америке их называли пернатыми змеями, а в Китае — водяными существами.
В ходе изучения Сияющих мы пришли к выводу, что это были представители высокоразвитой шаманской культуры. Разговор об их долгой и нередко намеренно искаженной истории выходит за рамки данной книги, однако мы можем кое-что узнать об их космологии, духовном знании и верованиях, изучая шаманскую традицию, — как мировоззрение Сияющих, так и шаманская культура основаны на глубоком понимании нейтральной «третьей силы». Многие проанализированные нами мифы и аллегорические предания содержат в себе мысль, что именно эта нейтральная сила позволяет решить проблемы, порожденные мнимой двойственностью человеческого сознания. Вот что говорит о природе таких проблем психолог Карл Юнг:
«Человечество ныне, как никогда прежде, расколото на две очевидно несовместимые половины. Существует психологическое правило, согласно которому не осознанная внутренняя ситуация непременно проявляется во внешнем мире как судьба. Иными словами, когда индивидуум стремится сохранить единство и не осознает свои внутренние противоположности, внешнему миру приходится… инсценировать этот конфликт и разделиться на две противоборствующие половины»8.
Исследователь мифологии К. Остин добавляет:
«…тогда как динамическое развитие мира поддерживается за счет борьбы пар противоположностей, примирение и решение мировых проблем возможно лишь через что-то третье, хотя обе стороны конфликта считают, что «третьего не дано». Этот примиряющий «третий» вариант рождается из синтеза противоположностей, которые, пребывая в конфликте, все-таки изначально сосуществуют в человеческом сознании. Это «третье» представляет собой непостижимую срединную территорию, в которой проявляются обе стороны, — “как водопад зрительно связывает верх и низ”»9.
Каким образом нейтральная точка и третья сила соотносятся с Граалем? Согласно исследователю мифологии Джозефу Кэмпбеллу, Грааль «символизирует духовный путь между парами противоположностей, между страхом и желанием, между добром и злом»10. К. Остин вспоминает легенду о короле-рыбаке, ставшехМ импотентом из-за раны в бедро (обратите внимание, что бедро находится вне центра). Эта рана послужила причиной несчастий в стране, которой он правил. В связи с этим К. Остин отмечает: «Вполне естественно, что короля Грааля исцеляет герой Парсифаль, чье имя означает “точно по центру”»".
Если мы теперь проанализируем рассказ Эшенбаха о нейтральных ангелах, принесших Грааль с неба на землю, то увидим, что эти «ангелы» представляют собой олицетворение нейтральной третьей силы. Эта же третья сила представлена самим святым Граалем, принесенным ангелами с неба на землю: ведь небо и земля — это две противоположности, а движущийся между ними Грааль является точкой начала- конца, альфой-омегой и примиряющей третьей силой. Как мы увидим далее, способность Грааля примирять противоположности является также ключом к исцелению нашего разделенного надвое сознания.
В следующей главе мы исследуем техники практического применения этой третьей силы, или серединного состояния, которые мы почерпнули, изучая путь шамана.