Каким образом возникли образы Матери Мира и подземного мира? Очевидно, основываясь на факте, что мы все рождены женщинами, древние пришли к выводу, что женщины (как и подсознание) находятся ближе к центру- источнику, чем мужчины. Это, в свою очередь, дало почву для возникновения доисторического культа Богини Земли, или Матери Мира. Иными словами, женщина выступает в роли посредника между человечеством и Богом, или — если говорить в терминах опыта просветления — между человечеством и божественным. Такое объяснение подтверждается посреднической ролью шаманки, нередко сопровождающей шамана в его путешествиях в подземный мир, в недра земли, символом которых и является ее тело.
Исходя из всего этого, совершенно естественно, что влагалище метафорически изображает духовный портал, или дверь между мирами — которую также символизирует Vesica Piscis. Поэтому считалось,что «иные миры» находятся в лоне Матери Мира, — идея, символически отразившаяся в образе кельтской богини Шила-на-Гиг, чьим прообразом является египетская богиня творения Нун* (имя последней по-финикийски означает «рыба»). Над дверями ирландских церквей и храмов довольно часто располагали фигуры Шилы-на-Гиг с откровенно раскрытым лоном, видимо, символизирующим портал между мирами.
Идея войти внутрь Земли может быть также связана с существованием у нашей планеты незримой энергетической матрицы. О том, что наши предки знали об этой матрице, свидетельствуют неолитические памятники, расположенные точно на «точках силы» энергетического поля Земли. Значит, возможно, лоно Матери-Земли, или подземный мир, представляет собой то, что ныне многие назвали бы базовой «морфогенетической матрицей» физического мира. Иными словами, это своего рода эмбрион физического мира, существовавший еще до того, как мир родился. Таким образом, шаманское путешествие в подземный мир представляет собой путешествие по базовой энергетической матрице физического мироздания. И в то же время это путешествие в самые дальние уголки сознания, своего рода доступ к принципиальной схеме собственной психики.
Гари А. Дэвид говорит, что на языке индейцев хопи нижний мир будет тууванасави, тогда как слово ту’ат (или туу’аута) означает «галлюцинация» или «мистическое видение». Мы обратили внимание, что бывший директор отдела древностей Британского музея Уолис Бадж в своих работах называет египетский подземный мир словом «Туат» (обычно его пишут «Дуат») — «это, по-видимому, иллюзорное царство загробной жизни»2. Кроме того, слово «туат» входит в имена мифических кельтских богов Туатха де Данаан (расы «Сияющих», которые, согласно преданию, прибыли в Ирландию раньше нынешних ее обитателей). Слово Туатха своим произношением удивительно напоминает слово туу’аута, что служит очередным свидетельством того, что в древности знание распространялось по миру из единого источника. Гари А. Дэвид также обращает внимание на сходство между верованиями хопи и древних египтян:
«Когда Анасази* смотрели в небо, они видели не продолжение физического мира, как мы воспринимаем это в настоящее время, но проявление мира духовного. Как и египетский Дуат, подземный мир индейцев хопи включает в себя не только земные недра, но и небо»3.
Как мы видели выше, Vesica Piscis («рыбий пузырь»), символизирующий портал между мирами, представляет собой овал. У древних египтян тоже был овальный символ, называвшийся РУ, что означает «родовой канал» или «ворота». Тот же символ встречается в христианской иконографии в виде овального ореола света, окружающего тело Христа. И еще он служил эмблемой «Сияющих», в особенности так называемых «рыбьих божеств», возможно получивших такое название благодаря способности чувствовать себя «как рыба в воде» в околоплодных водах лона Матери Мира и в связанных с ними сферах внутреннего опыта. Некоторые исследователи полагают, что «рыбьи божества» имеют внеземное происхождение, и считают, что «воды», где они плавают, — это бескрайнее «море» космоса. Однако вот что говорит Дэвид Овасон:
«Человек-рыба был одним из эзотерических символов инициации в этой древней культуре [Вавилон]. Нет сомнений, на определенной ступени посвящения человеку объясняли, что мужчин и женщин, чье саморазвитие достигло уровня, когда они получают свободный доступ в духовный мир, вполне можно считать обладающими двойственной природой. Эти люди равно способны перемещаться как в земной стихии, так и в водной. Такие посвященные способны жить одновременно на материальном плане, обладая телом из плоти и крови, и на духовном плане, в водном астральном мире, чьим символом может служить рыбий хвост и где физическое тело служит только обузой. Способность посвященного свободно ориентироваться в обоих мирах символически отражена в образе человека-рыбы»4.