Неизведанное Артефакты

Артефакты

311
0

Среди шумерских и аккадских артефактов встречаются изображения деревьев или столбов, символизирующих axis mundi, или Мировую Ось. Это — Мировое Дерево и/или Жизни, и именно оно описано в Книге Бытия и многих других писаниях мира. Змея неизменно либо обвивается вокруг дерева, либо лежит иод ним, свернувшись кольцом. Иногда змею олицетворяет архетипическая богиня, как в мифе о Гай лихе из цикла об Артуре (см. стр. 119). В греческом мифе золотое руно обернуто вокруг верхушки волшебного дерева и его охраняет дракон или змей. В подобных мифах «змей» является хранителем и защитником тайного знания о вечной жизни. Но, как мы обнаружили, секрет бессмертия таится также и в самой змее.

Исследователь Адольф Эрман пишет, что египтяне верили, что «когда душа умершего приходит к Нут или змее, охраняющей Солнце, любая из них встречает умершего как своего сына. Она испытывает жалость к умершему и предлагает ему свою грудь. Пососав эту грудь, душа вселяется в младенца и вновь обретает жизнь»’*. Это прекрасный пример того, как бог-змей или богиня-змея, согласно верованиям людей, дают «новую жизнь» всякому, кто об этом попросит. И это также указывает на то, что древним египтянам был известен эликсир жизни. Мы обнаруживаем, что подобная идея высказана в мифе об Осирисе, который вошел в хвост великого змея, прошел через его тело и вышел изо рта, словно рожденный заново. Хвост змеи символизирует конец прежней жизни, а голова начало новой — вербальные образы, связанные с символикой Уробороса. Миф об Осирисе также связан с «двенадцатью часами Дуата» — двенадцатичасовым временем вечера и ночи, «темной», а значит «негативной», половиной двадцатичетырехчасового суточного цикла, когда, согласно верованиям египтян, солнце путешествует по подземному миру, или Дуату.

Другая важная фигура египетского пантеона — богиня Исида. Согласно преданиям, в ее храмах жили священные змеи, обладающие даром прорицания, и считалось, что, если эти змеи решат уйти, на Египет обрушатся ужасные бедствия. Исида обладала способностью противостоять яду змеи и скорпиона. В одном из текстов рассказано о том, как Исида возлагает руки на укушенного ядовитой змеей ребенка и изгоняет яд из тела. На некоторых изображениях Исида предстает как Исида-Мери, кормящая грудью молодого Гора, и эти изображения очень напоминают образы Марии с младенцем Иисусом, — об этом мы еще вспомним ниже, когда будем рассматривать символику «змеиного» происхождения Иисуса.