Неизведанное Змея в античных мифах

Змея в античных мифах

209
0

От сложной образной системы легенд об Артуре наше исследование переходит к миру античных мифов. В данной главе мы рассмотрим мифы Греции, Рима, Египта и некоторых других древних культур вместе, по той простой причине, что древние средиземноморские и ближневосточные предания о змеях со временем перемешались и сплавились воедино. На самом деле, мы обнаружили, что мифы, относящие к доисторической и до-династической змеиной культуре (о которой мы будем говорить в следующих главах), прослеживаются также в преданиях, легендах и религиозных сюжетах Греции, Рима и Египта. Эти цивилизации переняли идеи более ранних шаманских культур, ассоциирующихся с «Сияющими», развили эти сюжеты и добавили свои самобытные элементы. Затем на основании этих античных мифологических структур развились западноевропейские мифы, — но все же былая роль змеиной культуры до сих пор заметна в названиях многих мест и божеств, дошедших до нас из античности.

Согласно отцу христианской истории Евсевию Кесарийскому (I в. н. э.), отцу церковной истории*, зороастрий- цы называли свои небеса именем змеи. Поскольку многие историки утверждают, что возраст зороастризма составляет 10 000 лет, эта культура может служить для нас важной исторической точкой отсчета. В Халдее — самой древней стране — город Опис на реке Тигр назван в честь змеи; считается, что жители этого города были ярыми змеепоклонниками. Поклонение змее распространялось все дальше и вернулось в Египет — один из очагов его зарождения, где соответствующее божество вначале носило имена Каноп, Канеп и К’неп, а позднее стало называться Об, или Оуб, Королевский Змей, или Василиск.

Одним из важнейших египетских богов был Птах, ассоциирующийся с греческим Гефестом. Гефест, в свою очередь, послужил прообразом римского Вулкана, которого римский государственный деятель и философ Цицерон именовал Оном (Opas) — еще одно имя, связанное со змеей. Под именем Птах Секер Осирис, Птах слился с Осирисом, древнеегипетским богом Солнца и Земли, который во многих случаях принимал вид змеи и был связан с иудейским Иеговой, или Яхве. Осирис также известен под именами Об-Эл (Сияющий Змей) и Пито Сол (Змей-Солнце). В честь него возводили огромные каменные колонны, — греки связывали эти колонны с василиском и называли их Обелос или Обелискус, откуда пошло современное слово «обелиск». Эти колонны, несомненно, обозначают Мировую Ось и символизируют как ось вращения Земли, так и человеческий позвоночник, что особенно очевидно на примере колонны Джеда, египетского символа стабильности, который также ассоциировался с Осирисом и считался его «хребтом» или «позвоночником».

Даже географические названия указывают на древние традиции поклонения змее: Опис, Офис, Опиония, Офиуза, Обота, Обона, Опица и многие другие топонимы возникли благодаря культу змеи. Название «Эфиопия» может происходить от имени Тота и Атота или же быть искаженными вариантом слова Ат-Офий (священное звание последователей змеиного божества). Возможно также, что название  «Эфиопия», или «Афиония», произошло непосредственно ОТ слов Ате-Опе и Ат-Опис (змеепоклонники), которые, в свою очередь, несомненно, связаны с египетским змеем Апофисом, или Анепом.

Изначальное название острова Родос показывает, насколько замечательно разнообразными были змеиные культы. Кутиты, или гелиады, также известные как хивиты, или офиты (последователи культа змеи), поселились некогда на этом прекрасном острове, дав ему имя Офиуза. Согласно преданию, Родос некогда кишел змеями. На самом же деле он кишел «змеепоклонниками». Даже нынешнее название Родос может происходить от сирийского слова «змей». Подобные же результаты дают этимологические исследования многих других географических названий, включая Кипр, который одно время назывался Офиуза, или Огшодес,— и, опять- таки, говорят, что это название он получил после того, как там размножились змеи.

В мистериях Осириса, Исиды и Гора, Атиса и Кибелы, Цереры и Прозерпины, Бона Деи и Приапа мы обнаружили свидетельства того, что змеиное божество ассоциировалось с творением и регенерацией. Народ змеи, распространявший эти мифы, заодно нес миру великую тайну — тайну, которая приходила в отдаленные страны и вписывалась в местные культуры, постепенно превращаясь в знакомые нам мифы. Мы все больше убеждались, что эти древние «змеиные культы» распространялись по миру, побуждая людей древности давать имена географическим объектам и сооружать мегалиты. Вместе с этими культами появлялись священные предания о «вскормленных змеей» королях и королевах, призванных дать народам исключительно сложные «мессианские» мифы, повествующие о том, что наш мир развился из одного источника. Таким образом, змея имеет намного большее значение, чем это представляется на первый взгляд. Змея свернулась кольцами у самого основания западного мира, и нет ничего удивительного, что она играет центральную роль в величайших мифах и легендах Запада.

На протяжении всего исследования мы задавались вопросом о тохм, когда же впервые созрели представления о могуществе змеи. Мы обнаружили, что широкое распространение «змеиного культа», основанного на вере в творящего и исцеляющего «змеиного бога», указывает на связь между представлениями о Граале и Древним Шумером, ибо согласно преданиям именно там «Сияющие» («рыбьи божества», ведомые Оаннесом, или Дагоном) впервые вышли из моря и стали учить людей, живущих в этой местности. Таким образом, корни происхождения Грааля уходят в прошлое, от 5000 до 8000 лет назад. Однако много лет спустя, после утверждения христианской церкви, власть имущие постарались стереть все следы змеи. Тем не менее образ змеи исключительно прочно засел в христианской символике, где змей ассоциируется с «помазанниками», или «крещеными», жившими до Христа и христианства. Мы уже видели свидетельство этого в сюжете о «ящерице», которая вошла в Деву Марию через ухо и вышла через рот* — явное указание на шамана- змеепоклоника, входящего в Мать Мира и возрождающегося через ее рот в виде архетипического Логоса, или Слова. Овал рта напоминает по фор.ме врата РУ, символизируемые изображением Vesica Piscis. Кроме того, в этом сюжете мы видим новый намек на то, что духовное возрождение происходит в центре головы шамана.

Хотя церковные власти старались порвать со своим «змеиным прошлым», они в то же время хотели использовать принадлежавшего змеиным народам могущественного и таинственного архетипического «солнечного бога-царя», не раскрывая его шаманское «змеиное» происхождение. Поэтому церковь демонизировала змею и дракона (аналог змеи). Но мы полагаем, что главная причина, почему церковные власти хотели избавиться от змеи, состоит в том, что змея непосредственно связана с опытом просветления — опытом, закодированным во многих древних мифах и легендах (в том числе, в текстах Нового и Ветхого Заветов). Когда люди не знают об этом аспекте человеческого опыта, церковь становится единственным посредником между человеком и божественным началом, которое есть от рождения в каждом из нас. Церкви требовалась некая богоподобная фигура, в чьем образе, однако, не было бы никакого намека на процесс просветления, при помощи которого этот человек стал богоподобен (чего может достичь каждый из нас). Такое исключение опыта просветления из религиозного учения привело к образованию пробела в знаниях человека о собственной природе, — впоследствии этот пробел пытались заполнить при помощи различных философских систем, но им всегда недоставало знаний, которыми обладали древние «Сияющие».

В дошумерские времена, когда создавались мифы о змее, на вазах изображали гигантских змей, обвивающих всю Вселенную, Солнце, Луну и звезды. Кроме того, существует немало изображений змей в сочетании с растениями, чашами и колодцами. Это дает основания предположить, что змея в древности являлась символом жизненной силы или просто «здоровья». И еще змея символизировала воскресение или бессмертие — качества, воплощенные в «змеином народе», которые так страстно хотели обрести наши предки.