Религия Обновленческие инициативы

Обновленческие инициативы

289
0

В Германии в 1810—1820 гг. также появились различные обновленческие инициативы. Влиянием пользовалась теология Иоганна Михаила Зайлера (1751—1832), который с 1829 г. был епископом Регенсбургским. Во время своей профессуры в Диллингене, Инголыптадте и Ланд — сгуте Зайлер развивал новую религиозную духовность. Из Диллинген — ского университета его даже удаляли по подозрению в иллюминатстве. В 1817—1818 гг. в Тюбингенском университете был основан Католический теологический факультет. На нем развилось направление богословской мысли, которое получило признание как «католическая тюбингенская школа», она существенно повлияла на католическую теологию. И сегодня существует основанный ею в 1819 г. печатный орган «Теологический ежеквартальник». Тюбингенцы восприняли идеи Шеллинга, Гегеля, Шлейермахера и Якоби, обратили особое внимание на проблематику личности и религиозного опыта. В то же время они пытались использовать философию и гуманитарные науки для того, чтобы примирить церковное предание и историческое знание. Проблема «христианство и история» с тех пор овладела теологией всего XIX столетия, включая и работы Джона Генри Ньюмена (1801—1890) «Эссе о развитии христианской доктрины» (1845) и Мориса Блонделя (1861—1949) «История и догма» (1904).

Основателем Тюбингенской школы был Иоганн Себастиан Дрей (1777—1853). К обновлению католического богословия он призвал в самом названии своего программного сочинения «Ревизия современного состояния теологии». В «Кратком введении в изучение теологии» Дрей наметил направление этого обновления. Рассматривая историю как взаимосвязь необходимости и свободы, в которой Откровение постоянно вносится в настоящее, Дрей настаивал на развитии догматов и на понимании церкви как живой традиции. Следуя Ф. Шлейермахеру, Дрей описывал религию как «чувство зависимости», укорененное в изначальном самосознании человека, базирующемся на объективном содержании традиции. В соответствии с философией Ф. В. Шеллинга Дрей рассматривал историю как бесконечный процесс откровения Бога.