Очищение как программа представляет дерево целей со следующими уровнями : очищение от страданий, очищение от причин страданий — неблагих действий, очищение от их причин — омрачений, очищение от их базовой причины — заблуждения.
Например, природа духовного учения — направленность на внутреннее, значит, отрицательным качеством здесь будет отклонение к внешним параметрам, критериям, целям и т. д., а отсутствие такого отрицательного качества — это чистота духовности. Природа нравственной практики — самодисциплина относительно должного, отрицательное качество — самопотакание или распущенность, их отсутствие — чистота нравственности.
Природа утверждается. Но отрицательный метод буддийской философии сохраняется, и так «природа» не объективизируется и не онто — логизируется. Исходя из идентификации предмета, устанавливается качество выраженности природы предмета — чистота.
Понятие чистоты всех дхарм здесь сближается с представлением о постигающем дхармы уме. Чистота — беспримесная природа феномена, поэтому в тексте появляется образ «истинного света», «безмерного света». Действительно, природа ума образно описывается в индо-тибетской традиции буддизма как «природа ясного света», а строгое определение ума в «теории сознания и познания» звучит как «ясность и когнитивность». Так же и в традиции раннего буддизма стадия постижения учеником глубокой природы ума в собственном опыте называется «лучезарность» четвертого уровня созерцания и понимается как «чистота в отношении ума».
В целом о чистоте в буддийском учении говорят применительно к действиям и тела, и речи, и ума. И характеристика чистоты прилагается ко всем «трем основным практикам» : нравственности, созерцанию и мудрости в значении их непогрешимого осуществления.