Вместе с тем в абсолютистской Франции XVII в. достигла значительных результатов контрреформация. Против гугенотов стали приниматься суровые меры е самого начала правления Людовика XIV, ас 1671 г. преследования протестантов усилились. В 1685 г. был отменен Нантский эдикт, дарованный Генрихом IV (1589—1610), который гарантировал терпимость. Преследования протестантов проводились жестоко, с помощью «драгонад», размещения на постой драгунских частей, которым предоставлялась бесконтрольная власть над протестантами. Это привело к бегству из страны свыше 200 тыс. гугенотов, что подорвало экономику Франции. В Севеннах началось восстание камизаров, которое было подавлено с трудом. Во второй половине правления Людовика XIV при его дворе влиянием пользовались иезуиты, как и в Испании, поставившей в XVI—XVII вв. все ресурсы страны и созданной ею империи в Новом Свете на службу католической реставрации.
В свою очередь, в протестантских странах в XVII в. преследованиям подвергались католики. В Англии католическое меньшинство, сохранившееся в Лондоне и на севере страны, в горной Шотландии, было ограничено в гражданских правах: католики не допускались на государственную службу, в армию, не могли владеть землей. В Ирландии с середины века католицизм сплачивает население на борьбу против английского протестантского господства, формируется характерно^ для последующих поколений ирландцев соединение католицизма и национальных чувств.
Укрепление католицизма началось в центральной Европе с 1650 г. В свою триумфальную фазу вступил австрийский католицизм. Освобождение Венгрии от турецкого владычества прославлялось строительством церквей и аббатств. Значительно усиливается в XVI—XVII вв. проникновение католицизма в Московскую Русь. До этого католиками были иностранцы из наемников и торговцев. В XVI в. католическое население в Смоленске получило епархию, существовавшую до XVIII в. Еще при Иване IV в Москву в качестве папского посла прибыл первый иезуит Антонио Поссевино. Миссия его была безуспешной, католикам не было позволено строить свои церкви в Московском государстве. По настоянию патриарха Иоакима в 1689 г. были высланы из страны два французских иезуита, прибывшие на Москву в правление царевны Софьи.