Галликанские идеи в XVIII в. вышли за границы Франции и проникли в Нидерланды и Германию. На немецкой земле их пропагандистом и систематизатором был Иоанн-Николай фон Гонтгейм (1701—1790), епископ Трирский, писавший под псевдонимом ЮстинФеброний (отсюда название течения «фебронианство»). В своем труде «О положении в церкви и законной власти римских понтификов» (1763) он собрал и систематизировал взгляды Марсилия Падуанского, предлагавшего разграничить церковную и государственную власть, Уильяма Оккама и др. Феброний пошел в своих воззрениях дальше декларации французского духовенства. По его мнению, примат римского епископа не основывается ни на заветах Христа, ни на согласии всей церкви. Примат этот не может быть верховенством юрисдикции и допустим лишь как преимущество чести. Папа является среди епископата лишь первым среди равных. Каждому епископу в его диоцезе принадлежат те же суверенные права, что и папе. Обязанностью папы является наблюдать за сохранением единства всех церквей. Высшей инстанцией в церкви Феброний признает вселенский собор, к которому допустима апелляция при несогласии с решениями папы. Феброний выражал интересы во многом оппозиционных папству германских архиепископов, бывших и светскими князьями, выступавших за автономию местного католицизма.
Реакция римской курии на взгляды Феброния была не менее решительной, чем на галликанство и янсенизм. Климент ХШ (1758—1769) в 1764 г. поместил его труд в «Индекс запрещенных книг». Пий VI (1775—1799), учитывая распространение фебронианских идей в Германии и Австрии, принуждал Николая Гонтгейма отречься от осужденного учения. Идеи, сформулированные Фебронием, стали образцом для церковной политики во многих странах, в том числе в Португалии и Италии. В духе этих положений действовал император Иосиф II (1765—1790), что привело к глубоким изменениям в церковной жизни Австрии, получившим название иосифизма (жозефинизма). В 1781 г. был издан указ о веротерпимости, церковь поставлена в зависимость от государства.