Религия Индуистская формула

Индуистская формула

171
0

Если сравнивать понимание Другого в буддизме с некоторыми другими известными трактовками, то, например, для М. Бубера обращение к «Ты» — это обращение к Сущему, которое ведет к открытию подлинного «Я», в противоположность «миру Оно», управляемому причинностью и подавляющему, обуславливающему человека, приучающему смотреть на Других как на функции или машины. У Э. Левинаса «Ты» являет Абсолют, Благо и в идеале совпадает с «Я». Так же в индуистской формуле: «Тот есть ты!» совпадает всякий Другой, все Другое, воплощающее в себе Абсолют с «Я» всякого человека. Но «Другой» в буддизме Махаяны относится конкретно к Другому, а не к Сущему или миру, или Бытию, как абсолюту, то есть развертывания концепта «“Я”—Другой» производится не в плоскости вывода абсолютного «Я» через абсолютное «Ты», но в плоскости относительных «Я» и «Ты» . Однако следует заметить, что «Другой» для буддизма Махаяны оказывается абсолютной ценностью, ведь он не ведет к Абсолюту, Благу, Сущему, Бытию, Брахман. Обращение к «Другому» приводит человека к самому «Другому» и совершается не ради Абсолюта, но ради самого «Другого».

Так в Махаяне происходит преодоление неизбежного в ином случае сотериологического солипсизма. И на новом уровне меняется также понимание чистоты: здесь следование чистому пути собственного спасения, считается грязью — ограниченностью индивидуализма. Так «чистота» снимается.

Утвердительный принцип действует в утверждении и развитии любви, сострадания и относится прежде всего к мотивационной сфере и определяемым ею ценностям и активной деятельности, с ее целеполага — нием. А мотивационная сфера и то, что ею определяется, в большой степени зависит от непосредственного переживания, дающего, в отличие от концептуальности, основания для утверждения.

На пути Махаяны Другой должен быть осмыслен учеником Дхармы как равный: равный в своем желании счастья и в праве на счастье. Это с буддийской точки зрения и есть тот параметр, в котором равны все существа: как наши близкие, так и далекие, как благородные, так и злодеи. Развитие подобного понимания — это практика тренировки «равностности».