Заключенное в творении объективное откровение становится субъективным по мере того, как человек постигает свое призвание — свободно реализовывать свою сущность на основе всеобъемлющего Промысла. Тюбингенцев и их последователей многие теологи упрекают в подготовке эволюционизма при осмыслении истории церкви и догматики. С точки же зрения светской науки, они внесли весомый вклад в становление историко-критических исследований Библии и догматики, идею развития в изложение церковной истории.
Уже в начале XIX в. в теологической литературе обнаруживаются попытки критического осмысления истории католицизма и объективного отношения к другим конфессиям. Иоганн Адам Мелер (1796—1838), знаток церковной истории, патристики и церковного права, в сочинениях «Единство церкви» (1825), «Афанасий Великий и церковь его времени» (1827) пытался объективно изложить историческое прошлое католицизма, не скрывая его мрачных сторон. Значительным трудом по апологетическому богословию явилась книга Мелера «Символика, или Изложение догматических разногласий католиков и протестантов согласно их вероисповедным сочинениям» (1832). Этот труд вызвал дискуссию в западной теологии. Мелер стремился не только к опровержению, но и к объективному изложению и анализу инославных учений. Однако, понимая католичность как универсальный синтез различных исторических выражений христианства, Мелер видел в протестантизме крайнюю рационализацию христианского провозвестия и религиозного опыта и приравнивал его к гностицизму. Это вызвало ответные полемические сочинения протестантов. Тюбингенцы оказали влияние и на русскую религиозную философию и богословие. Г. Флоровский отмечает, что в кругах славянофилов читались книги Мелера. ,