До середины XX в. в протестантской теологии преобладала тенденция к христоцентризму. Больший акцент делался на человеческом элементе в откровении и на Христе как средоточии откровения. В христо — логии стремились раскрыть истинную человечность Христа, в сотерио — логии пытались вернуться к идее о спасении заместительной жертвой Христа. В богословской антропологии разрабатывались идеи тварности человека, его конечности и греховной природы; в экклесиологии протестантские теологи возвращались к обоснованию авторитета церкви; в эсхатологии они пытались приспособить библейские категории к современности и переосмыслить апокалиптику в качестве философии истории.
С середины XX века теологическая литература во все большей мере выражала либеральную и гуманистическую реакцию на неоортодоксию. В протестантской теологии выдвигается точка зрения, которую характеризуют как «умеренный, евангелический либерализм», учитывающий критику со стороны неоортодоксии. Представителями этой позиции являются методист Эдвин Льюис (1881—1959), опубликовавший в 1934 г. «Христианский манифест»; Уолтер Хортон (1895—1966), конгрегацио — налист, сторонник «реалистической» теологии, изложивший ее в книгах «Реалистическая теология» (1934) и «Наша христианская вера» (1947). Признавая результаты и права исторической критики, эти теологи принимали Библию в качестве высшего авторитета веры, подчеркивали учение о реальности греха и искупления, стремились сохранить баланс трансцендентного и имманентного в учении о Боге и Откровении. В 60-е годы XX в. наблюдается «ритчлианский ренессанс». Позицию Рит — чля защищают от нападок неоортодоксальной теологии и связывают с традицией Реформации.