Наиболее известными религиозными мыслителями, представляющими официальную линию Ватикана в XX в. (особенно после II мировой войны) в области философии, являются Жак Маритен (1882—1973) и Этьен Жильсон (1884—1978). Они представляют «традиционный», «классический» томизм, его еще называют «экзистенциальным» томизмом. Несмотря на то, что в принципе они стоят на весьма сходных позициях, — единственной истинной философией они считают учение Аквината, — между ними есть различия: Маритен более склонен к обновлению и даже в какой-то мере к секуляризации томизма: Жильсон же ставит задачей возрождение учения Фомы как оно есть (не случайно его называют палеотомистом). Для Жильсона «творения св. Фомы — это целый мир, и даже несколько миров один внутри другого. Его учение включает в себя все истинное, что есть в каждом из других учений». Более того, он считает, что «наиболее оригинальные и глубокие понятия св. Фомы открываются только тем, кто читает как теолог». Если Маритен разрабатывал скорее гносеологические, логические, социально-политические и культурологические аспекты неотомизма, то Жильсон занимался главным образом историей теологии и религиозной философии, в чем достиг значительных результатов. Мыслитель стремился показать значимость средневековой мысли для решения современных теолого-философских проблем. Он специально изучал творчество Тертуллиана, Августина, латинских аверроистов и т. д. с точки зрения их подходов к проблеме соотношения веры и разума в познании Бога и мира, чтобы обосновать тезис: только Фома достиг подлинной гармонии веры и разума. О разнонаправленное теоретических интересов Маритена и Жильсона в известной степени свидетельствуют уже названия их работ.
войти в систему
Добро пожаловать! Войдите в свою учётную запись
Забыли пароль? получить помощь
восстановление пароля
Восстановите свой пароль
Пароль будет выслан Вам по электронной почте.