Христианская религия, несомненно, является мужской религией — как с точки зрения символизма, так и с точки зрения своей иерархической структуры. Хотя Мария, мать Иисуса, иногда почитается как если бы она обладала божественными качествами, Бог — это Отец, мужской образ, и Иисус принял человеческий облик мужчины. Женщина предстает как созданная из ребра мужчины. В библейских текстах встречается много женских персонажей, и некоторые из них изображаются как поступающие милосердно или мужественно, однако главные роли отведены мужчинам. Нет ни одной женщины, которая бьиа бы равна по значению, например, Моисею, а в Новом Завете все апостолы — мужчины.
Такие факты не остались незамеченными участниками женского движения. В 1895 г. Элизабет Кейди Стэнтон опубликовала серию комментариев к Священному Писанию под названием «Женщина в Библии» (Stanton 1985). По ее мнению, божество создало мужчин и женщин как существа равноценные, и в Библии этот факт должен был бы получить полное отражение. Мужской характер Библии отражает не истинное отношение Бога, но, как она считает, тот факт, что Библия была написана мужчинами. В 1870 г. англиканская церковь учредила комитет для осуществления работы, которая неоднократно проделывалась в прошлом, а именно для пересмотра и модернизации библейских текстов. Как указала Элизабет Стэнтон, среди членов комитета не было ни одной женщины. По ее утверждению, нет никаких оснований предполагать, что Бог — мужчина, поскольку в Священном Писании ясно сказано, что все человеческие существа созданы по образу и подобию Бога.
Во многих религиях мира достаточно часто встречаются женские божества. Эти религии иногда воспринимаются как «женственные», мягкие и нежные; в других случаях богини предстают внушающими ужас разрушительницами. Богини-воительницы, например, встречаются достаточно часто, хотя в реальной жизни общества женщины в очень редких случаях бывают военными предводителями. До сих пор не было проведено ни одного крупномасштабного исследования представленности женщин в религиозной символике и их реального участия в различных религиях. Однако почти ни в одной религии женщины не являются доминирующими фигурами ни с точки зрения символики, ни как религиозные авторитеты (Bynum et al. 1986).
Возьмем в качестве примера буддизм. В учении некоторых разновидностей буддизма женские персонажи играют важную роль. Так, особенно в одном ответвлении этой религии, в буддизме МахаяныГ) женщины представлены в особо благоприятном свете. Но как отметил по данному вопросу в своей книге один известный автор, в целом буддизм, как и христианство, является «в высшей степени мужским установлением, в котором господствует патриархальная структура власти» и женское начало «по большей части ассоциируется с мирским, не имеющим силы, земным и несовершенным» (Paul 1985, XIX). В буддистских текстах встречаются прямо противоположные изображения женщин, что, несомненно, отражает неоднозначное отношение мужчин к женщинам в реальном мире. С одной стороны, женские существа выступают как мудрые, матерински настроенные и нежные, но с другой — как загадочное, оскверняющее и разрушительное, угрожающее зло.