Протестантские деноминации, особенно братские церкви, утвердившиеся в Северной Америке, пережили там в первой половине XIX в. значительный подъем и начали активную проповедь в Старом Свете и во всем мире. Борьба квакеров и других церквей против рабства способствовала прекращению легальной работорговли в Англии и США и отмене рабства в США. В первой же половине века баптисты США стали учреждать свои региональные и общенациональные организации (конвенты, конвенции) для координации деятельности. Наиболее влиятельной из них стало «Трехгодичное собрание», которое разделилось в 1844—1845 гг. после того, как из него вышли белые баптисты. Баптистские объединения США занялись активной миссией, в результате которой общины этого исповедания возникли в странах Европы.
Во второй половине XIX в. баптизм из Германии распространился в Российской империи, первоначально на Украине, в Закавказье и Прибалтике. В 70-х годах XIX в. в Петербурге под влиянием лорда Редстока появилось близкое к баптизму течение евангельских христиан. Первым русским баптистом считается Никита Воронин, купец, крещеный в 1867 г. в Тифлисе. Появление баптистов, евангельских христиан было встречено недоброжелательно государственной церковью и правительством империи.