Именно в XIX веке столетие тема живописного интерьера достигает особенно органичного и самодостаточного своего воплощения, прежде всего в живописи мастеров венециановского круга.
Позднее, с укреплением и развитием критического реализма, вызвавшего, в частности, и радикальное преобразование традиционных жанровых структур, интерьер теряет свое былое значение, на целые десятилетия переходя в арьергард художественного процесса.
Первая половина XIX столетия, этот «золотой век» русского живописного интерьера, при всем разнообразии эстетических (в том числе и собственно архитектурных) источников во многом наследует выпестованный еще голландской живописью XVII века образ интерьера как «микрокосма культуры», сосредоточившего в себе целостность гармоничного человеческого бытия, совокупность историко-культурных примет данной эпохи.
Постепенно на смену этому «микрокосму» приходит «интерьер настроения», отразивший более подвижную, зыбкую смену психологических и социальных состояний.
Если говорить о рождении в древнерусской живописи замкнутой «интерьерности»,- равно как и развитого вглубь пейзажа,- то это возможно в основном лишь применительно к образам периода коренной ломки средневековых эстетических, в том числе и пространственных канонов, то есть применительно к XVII — началу XVIII века.
Красноречив, к примеру, контраст следующих двух икон, точнее, более традиционной, «классической» еще иконы и типологически новой «иконы-картины».