В других образах сельского жилья, особенно широко распространившихся в шестидесятые — начале семидесятых годов, когда в творчество многих наших художников вошел мир северной деревни, звучат элегические ноты: здесь и отзвуки «экологических тревог» нашего времени, и забота о судьбах «неперспективных» деревушек, занявшая столь значительное место в газетно-журнальной публицистике. «Северной элегией»—при всей их сюжетной обыденности- можно назвать «Сени» В. Е. Попкова (1973), проникновенно передающие зрителю то чувство монументального простора, которое поражает горожанина, впервые попадающего в старую северную избу.
Н. И. Андронов Вид на озеро через двор. 1975 Холст, масло Собственность художника Москва B. Е. Попков Сени. 1973 Холст, масло Государственный Русский музейВ картине Н. И. Андронова «Вид на озеро через двор» (1975) напряженно контрастны «первичные» созвучия коричневого и зеленого тонов. Изображая северный «сквозной интерьер», вернее, раскрытый настежь двор, художник находит адекватную своей энергичной живописной пластике тему. Ракурсно скошенные бревна и половицы составляют мощный и плотный пространственный «закрут», теснящий зрительное поле, и лишь фрагмент речных далей гармонически «закругляет» образ. Целиком природно-древесная, построенная на охристых колористических тональностях среда господствует и в картине К. А. Добрайса «У старого пчеловода» (1972).