Привкус любительской свежести присущ, в частности, известной в истории литературы акварели «Салон Олениных в Приютине» (конец 1810-х годов) работы неизвестного художника. Сам А. Н. Оленин, в духе времени совмещая в своей деятельности таланты государственного мужа (с 1817 года — президент Академии художеств), археолога, писателя и художника, гостеприимно принимал в петербургском доме и на приютинской даче А. Г. Венецианова и Ф. П. Толстого, О. А. Кипренского и В. Л. Боровиковского, Н. И. Гнедича и К. Н. Батюшкова (Приютину последний посвятил строки своего «Послания к А. И. Тургеневу»). Сцены светских бесед и досугов соседствуют в акварели с живыми домашними сценками (девочка, играющая с попугаем), что превращает салонную встречу в сообщество душевно, почти по-семейному близких людей.
Неизвестный художник Малый зал с фортепьяно. 1850-е гг. Холст, масло Музей изобразительных искусств Карельской АССР. Петрозаводск
Своеобразный налет салонного дилетантизма, учтивой эстетической игры отличает и многие интерьерные образы художников-профессионалов- например, проникнутую духом шутливого экспромта акварель Н. Е. Ефимова «Театральное представление в доме Гагариных» (2-я четверть XIX в.), где сами зрители уподоблены сатирическим театральным персонажам или даже большим куклам (как дама, стоящая на стуле).
Чувство обжитости среды, где вещи и человек связаны незримыми нитями привычек и воспроизводимых десятилетиями бытовых ритуалов,- все то, что во многом составляет секрет обаяния живописи венециановцев,- постепенно покидает на протяжении XIX века чисто репрезентативную видопись. Внешняя нарядность сводится все чаще к какому-то чисто перечислительному воспроизведению рисунков на обоях, узорочья ковров, обивочных ситцев и т. д.