Однако эта благоприобретенная зрелость, обязанная творческим и нравственным усилиям художников, не снимает с повестки дня многих рассмотренных нами проблем. Актуальной остается и проблема прорыва — рецидивы старых болезней принимают сегодня неожиданно новые, парадоксально иные формы. Актуален и сам роман «Доктор Фаустус». Острый критицизм Манна так же злободневно-справедлив, как целительно воздействие его широкой и гуманистичной позиции. В сознании читающего надолго остаются и мысли писателя о вечности искусства, и эмоциональность, рождающаяся «по ту сторону конструктивности», и звенящее «соль» виолончели в конце кантаты «Плач Доктора Фаустуса», сияющее, как надежда, как «светоч в ночи»…
Два десятилетия после конца второй мировой войны были отмечены на Западе особенной сложностью педагогической ситуации. В эти годы формулировались социологические теории массового общества, предпринимались многочисленные попытки ревизии марксизма и поисков «нового гуманизма». Происходило новое открытие Кафки, приобретали популярность битники и отрешенное поколение «аутсайдеров» Селинджера и Керуака. Философия и искусство поддавались эсхатологическим настроениям, привычным становилось восприятие эпохи как апокалиптической, «чувство конца» сопровождало даже самые легкомысленные проявления неоавангардизма.