Неизведанное Камень и феникс

Камень и феникс

164
0

Описанное выше «возрождение», или трансформация сознания, аллегорически передано в мифе о фениксе.

Согласно некоторым версиям этого мифа, феникс сгорает либо из-за того, что он подлетел слишком близко к солнцу, либо из-за того, что солнце зажгло его гнездо, — а затем он возрождается из пепла. Однако поскольку это аллегорическое описание внутреннего опыта, то речь здесь идет не о физическом Солнце, которое находится в центре нашей Солнечной системы. Скорее, тут говорится о внутреннем солнце, о центре-источнике сознания, о божественной искре в каждом человеке, которая согревает и питает нас, подобно тому, как физическое Солнце поддерживает жизнь на Земле.

Таким образом, /яр5Й ехИИв, способный сжечь феникса, превратив его в пепел, камень, о котором упоминает Эшенбах в отрывке, процитированном в начале данной главы, не является чем-то вещественным и зримым. Совсем наоборот: это нулевая точка, Пустота, или вакуум, духовный центр- источник, Абсолют. Вот почему алхимики и мистики называют его «камнем, который не является камнем». Разговоры о физическом камне-косточке, который находится внутри плода и из которого может произрасти другое дерево, дающее точно такие же плоды, — это не более чем «оккультная маскировка», которая сама по себе является метафорой центра-источника мироздания. Более того, считалось, что этот центр-источник — этот «протоатом» — содержится в центре каждого атома или субатомной частицы, а также в каждом человеке, являясь ядром нашего сознания. «Плод» — это лишь метафора, указывающая на то, что окружает этот центральный «камень-косточку»: физическое тело человека и его ощущение реальности.

Эта знаменитая притча метафорически указывает на то, что состояние транса представляет собой «вход», или «дверь», в царство небесное, которое подобно «зерну» (по существу, то же самое, что «косточка-камешек»). В связи с этим нам было очень любопытно обнаружить, что на языке майя «камень» будет туа,что созвучно слову дуат или туат, египетскому названию подземного мира, а также китайскому ту-хуа («самосотворенный»). С нашей точки зрения, выражение «меньше горчичного зернышка» может обозначать, что «небесное царство» (нулевая точка) находится внутри каждого атома или субатомной частицы. (Любопытно, что современные физики работают над теорией, согласно которой внутри элементарных частиц находятся «черные дыры в миниатюре».) Что касается «зерна», то в новозаветном учении Христа есть некоторые параллели с индуистскими Ведами, что особенно заметно в следующем отрывке из Чхандогья-упанишады:

«Есть дух, являющийся сознанием и жизнью, светом, и истиной, и необъятным пространством. Он содержит в себе все творения, и страсти, и ароматы, и вкусы. Он охватывает целую Вселенную и в тиши проявляет любовь ко всем. Этот Дух, пребывающий в моем сердце, меньше рисового зернышка, или ячменного зернышка, или горчичного зернышка. Этот Дух, пребывающий в моем сердце, больше земли, больше самого неба, больше всех сущих миров»8.

Шаманы, как и пришедшие им на смену алхимики, искали доступ к этому центру-источнику, который «меньше горчичного зернышка», и в ходе своих поисков верили, что их сознание имеет право на свое место в центре Земли, в Солнечной системе, во Вселенной, во всем мироздании. В этом, по существу, и состоит истинное значение загадочного философского камня, который на протяжении многих столетий искали люди, полагая, что он представляет собой некий плотный материальный объект. «Исцеляющий камень» Эшенбаха представляет собой реинтеграцию ума и тела в «дух» через опыт просветления, который в Библии назван греческим словом Karelia, а у индуистов называется «кундалини».

Известное также как «змеиный огонь», это исцеление третьего уровня во многом аналогично первому уровню Грааля (исцеление физического тела). Для этого физического исцеления использовались материальные субстанции: яд и кровь змеи, которые физически смешивались в особом сосуде. В процессе яркой кульминации просветления, в центре головы происходит смешение мужской и женской противоположностей. Подобным же образом в центре чаши или черепа смешивались два взятых у змеи вещества — ассоциирующийся с мужским началом яд и ассоциирующаяся с женским началом кровь (нейтрализующая действие яда).