Религия Опыт страдания

Опыт страдания

303
0

Подобным образом, с рассмотрением различных привходящих факторов, в буддийской психологии могут интерпретироваться механизмы всех «омрачений». Омрачения создают такие качества психики, как неадекватность и неэффективность, ведущие к опыту страдания. Очищение от психических омрачений опирается на очищение от их глубинной, базовой причины: недостоверной познавательной модели относительно личности и феноменов — заблуждения. Соответственно, устранение заблуждения и означает, как утверждает буддийская традиция, очищение не только сферы познания, но и сфер мотиваций и эмоций, что ведет к очищению нравственности.

Чистота учения, учителей, учеников. Типы чистоты у разных типов учеников. При обсуждении самого учения и деятелей учения в буддизме использовался термин «три чистоты» обучения. Так, по формулировке Чже Цонкапы, в индийском монастыре-университете Налан — де почитали «чистоту речи наставника, чистоту ума учеников, чистоту излагаемой Дхармы». И можно заметить, что утверждаемое понимание чистоты относительно учителя, учения, ученика — это принцип, обосновывающий необходимость традиции в буддийском понимании.

Чистота речи наставника подразумевала невнесение в речь примесей эго-домыслов и эго-помыслов. Сам идеал учителя Цонкапа характеризовал : «тот, кто очень чист». Чистота ума учеников понималась как совершенная открытость, восприимчивость. Для ее описания использовался образ осознающего свою болезнь больного, стремящегося излечиться. Мотивация ученика — это осознание проблемности, неудовлетворительности имеющейся ситуации и нужды в Дхарме. Такое отношение к Дхарме трактовалось как чистое, поскольку природа буддийского учения состоит в устранении страданий.

Другой известный образ — чистый сосуд. Под грязью здесь понимается внесение учеником на этапе слушания в слушаемую Дхарму «другого», «превратное слушание», то есть слушание «с неправильной мотивацией», другой, нежели Дхарма.

«Чистота Дхармы» также подразумевает невнесение другого по свойствам и содержанию в передаваемое учение.

Отличаются ли аспекты практики очищения в случаях разных типов и уровней учеников на пути учения?