Преследуемый инквизицией, Фауст отправился в Лион, затем в Цюрих, где умер к этому времени его дядя Лелий, чтобы забрать его рукописи. Вернувшись в Италию, 12 лет служил секретарем кардинала Ор — сини, затем путешествовал по разным областям Европы, вступая в богословские споры, пока, наконец, не остановился в Польше. В одном из трактатов Фауст писал, что первородный грех не может лежать на всем человечестве. Человек смертен по своей природе, поскольку сотворен из материи. Адам изначально подлежал смерти. В будущем люди освободятся от бедствий и построят себе нечто вроде рая. В Кракове он написал трактат «Об авторитете Священного Писания», где на вопрос, существуют ли разумные аргументы, которые могут доказать атеистам подлинность Священного Писания, дает отрицательный ответ. В 1592 г. в «Теологических лекциях» он изложил доктрину унитаризма, осмысленную в рационалистическом плане. В центре его исследований — человек, его интеллектуальные и моральные возможности. В мировоззренческом отношении он, скорее, скрытый деист,— не случайно его учение оказало влияние на английский деизм, в частности на Джона Локка.
Социниане подвергались преследованиям со стороны как католической, так и протестантских церквей (М. Сервет, сожженный Кальвином, был антитринитарием).
После периода становления лютеранской ортодоксии, который характеризовался стремлением к систематичности и догматической строгости, лютеранство стало колебаться между прокальвинистскими течениями и течениями, сближающимися с внеконфессиональной интерпретацией христианства. Протестантские теологи XVII в. занимались систематической разработкой богословия, используя для этого школьную аристотелевскую философию. Это привело к формированию протестантской схоластики. Против нее в конце XVII в. выступил пиетизм (от лат. pietas — благочестие), призывавший к пробуждению и обновлению религиозного чувства. Отцом пиетизма был Филипп Шпенер (1635—1705), настаивавший на внутреннем благочестии и нравственном совершенствовании. Он написал работу «Благие пожелания» («Pia desideria») и организовал религиозные собрания, посвященные молитве и совместному осмыслению Библии. Так возникли «коллегии благочестия», которые пользовались широкой популярностью в германских государствах. Пиетистское движение сыграло в XVII в. значительную роль в дальнейшей эволюции протестантизма, особенно на территории Германской империи и соседних стран. Это было течение религиозной мысли, направленное против возраставшей формализации протестантской религиозности, тирании лютеранских консисторий, тесно связанных с княжеской властью.