Памятники Петербургского региона Дом князей Барятинских в Петербурге

Дом князей Барятинских в Петербурге

338
0

В 1830-х годах в доме князей Барятинских в Петербурге был отделан «готический» кабинет, изображение которого сохранилось на акварели И. Сотира . Основным архитектурно-художественным акцентом этого помещения выступал ажурный свод с богатой готической орнаментацией, занимающий чуть меньше половины пространства комнаты. Активную декоративную роль играли высокие окна, в сложно разработанные переплеты которых были вставлены цветные витражи. Общему замыслу кабинета характерна некоторая дробность и измельченность. Помещение несколько перегружено разнообразной средневековой орнаментацией: ажурной резьбой сгруппированной мебели, рисунком дверных полотен, изящными светильниками, активным «готическим» орнаментом ковра, мелким теснением обоев и т.д. И вместе с тем архитектору удалось добиться удивительного ощущения одухотворенности и ажурности готики.

Во дворце графини С.Л. Шуваловой, реконструированном в 1844-1846-х годах по проекту Б. Симона сооружается Готический зал. Основным декоративным акцентом зала является полуциркульный свод, украшенный лепным ленточными орнаментами колючего «готического» декора, имитирующего нервюрный свод с ажурными свисающими кулонами и лиственными капителями. Декор интерьера дополняют рельефные настенные композиции из переплетенных геральдических щитов и изощренно закрученных лиственных гирлянд. Белоснежная псевдоготическая лепнина зала кажется необычайно ажурной за счет контрастного серо-бирюзового цвета свода и стен. В Готическом зале когда-то располагалась богатейшая художественная коллекция графов Шуваловых, собранная во время различных путешествий.
К тому же, во дворце был сооружен Рыцарский зал. Его стены по периметру опоясывал широкий лепной фриз, сюжетная линия которого представляет захватывающее повествование о рыцарском турнире, начиная от сборов рыцарей, их пути, самого турнира, и заканчивая почетным награждением победителей. Однако кроме эстетической функции, во фриз была заложена и просветительская программа, поскольку за Рыцарским залом находились детские комнаты. Так, проходя через зал, дети могли воотчую изучать историю средних веков.