«Преферанс» В. М. Васнецова (1879) в сопоставлении с «Игроками» Федотова наглядно показывает, сколь родственными оказались федотовская и передвижническая традиции зоркого внимания к сугубо интерьерному антуражу действия, его социальной и индивидуально-личностной подоплеке. Пафос Васнецова в «Преферансе» умеряется уравновешенной иронией, но детально акцентированное предметное окружение остается столь же красноречивым.
Атрибуты искусства-барельеф с античной менадой, украшающий печь, и женский портрет-то, что в интерьерах первой половины века укрепляло гармоническую стабильность картинного мира, обрамляя его кругом художественной традиции, своего рода «венком вкуса», теперь, в саркастическом противостоянии, напротив, подчеркивает дряблость, эфемерность этого театра мелких страстишек. Сумеречное, в прямом и переносном смысле, настроение усиливается дверью, открытой в полуночный сад.
Тема «дворянского оскудения», «интерьерно» воплощенная И. Н. Крамским в послереформенные годы,- в картине «Осмотр старого дома» (1873, осталась незаконченной) — силой своего социального обобщения предвосхитила излюбленные образы русской литературы и изобразительного искусства уже первых десятилетий XX века.