«Преферанс» В. М. Васнецова (1879) в сопоставлении с «Игроками» Федотова наглядно показывает, сколь родственными оказались федотовская и передвижническая традиции зоркого внимания к сугубо интерьерному антуражу действия, его социальной и индивидуально-личностной подоплеке. Пафос Васнецова в «Преферансе» умеряется уравновешенной иронией, но детально акцентированное предметное окружение остается столь же красноречивым.

Атрибуты искусства-барельеф с античной менадой, украшающий печь, и женский портрет-то, что в интерьерах первой половины века укрепляло гармоническую стабильность картинного мира, обрамляя его кругом художественной традиции, своего рода «венком вкуса», теперь, в саркастическом противостоянии, напротив, подчеркивает дряблость, эфемерность этого театра мелких страстишек. Сумеречное, в прямом и переносном смысле, настроение усиливается дверью, открытой в полуночный сад.
Тема «дворянского оскудения», «интерьерно» воплощенная И. Н. Крамским в послереформенные годы,- в картине «Осмотр старого дома» (1873, осталась незаконченной) — силой своего социального обобщения предвосхитила излюбленные образы русской литературы и изобразительного искусства уже первых десятилетий XX века.

В. М. Васнецов Преферанс. 1879 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея
В. М. Васнецов Преферанс. 1879 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея
И. Н. Крамской Осмотр старого дома. 1873 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея
И. Н. Крамской Осмотр старого дома. 1873 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея
И. Н. Крамской Осмотр старого дома. Фрагмент
И. Н. Крамской Осмотр старого дома. Фрагмент