Интерьер в зеркале живописи Цветовые контрасты разных поверхностей у Жуковского

Цветовые контрасты разных поверхностей у Жуковского

310
0

В минорном тоне решены усадебные интерьеры в живописи этой поры, даже если в них, как в композициях В. А. Серова, Б. М. Кустодиева, С. Ю. Жуковского, сияет яркий свет летнего дня. Еще отчетливее эта мелодика проступает при сумеречном освещении, как в полотне М. В. Якунчиковой «Чехлы» (1897), где драма вещей в полном смысле слова проигрывается «в сукнах». Рассеянные в дачных интерьерах детские игрушки и куклы в картинах К. А. Сомова и М. В. Добужинского не привносят веселья, но скорее, как в аналогичных мотивах поэзии А. А. Блока, напоминают о горьких контрастах пространства жизни и «балаганчика» искусства.

К. А. Сомов Детская. 1898 Бумага, гуашь, пастель Государственная Третьяковская галерея

Но, вероятно, эти образы не заняли бы столь видного места в русском живописном реализме, если бы, во-первых, не их далекий от прекраснодушной идилличности историзм, являющий итоги целой огромной эпохи в судьбах культуры, если бы, во-вторых, не овеществленные в них проникновенное мастерство «оживотворе-ния предметов», умение воплотить не мертвые оболочки, но живую красоту этих комнат и залов, буквально на глазах зрителя превращающихся из жилья в музей.
Достаточно проследить, как чувственны, виртуозны, например, у С. Ю. Жуковского цветовые контрасты разных поверхностей дерева-малинового оттенка полировки мебели и благородной золотисто-коричневой патины стен; в какой фейерверк живописной маэстрии превращает он хрустальную люстру, осыпанную бисером многоцветных бликов! Импрессионистические световые эффекты обычно отступают у художника на второй план перед чуткостью к материальной фактуре старых стен и вещей.

К. А. Сомов Детская. Фрагмент М. В. Добужинский Кукла. 1905 Бумага, акварель, белила, уголь, графитный карандаш Государственная Третьяковская галерея