Наиболее трудоемкие операции подготовки кости к производству — изготовление заготовок для изделий, а также окончательная отделка готовых вещей (шлифовка, полировка) — осуществляются в Хотьковской артели при помощи механизмов и специальных приспособлений: дисковой пилы, токарного и сверлильного станков, бормашины, галтовочного барабана.

Применение механизмов, и в первую очередь бормашины, постепенно и с большой осторожностью распространяется мастерами артели и на ряд операций основного процесса обработки кости — резьбу. Широкое использование малой механизации — отличительная особенность Хотьковского костерезного промысла.

В артели «Народное искусство» имеется постоянное художественное руководство, что является одной из предпосылок успешного развития Хотьковского промысла. Творческую работу мастеров направляют художники, получившие специальное профессиональное образование в Московском художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина

С 1950 года кадры мастеров артели ежегодно пополняются молодыми резчиками, оканчивающими костерезное отделение Ахтырской профессионально-технической школы. Наличие художественного руководства и квалифицированных кадров помогло артели встать на правильный путь творческого развития лучших достижений русского костерезного искусства, избежав опасности механического подражания имеющимся образцам.

О тенденциях к такого рода подражанию говорят некоторые ранние изделия, например, шкатулка «Спорт», выполненная в 1949 году мастером Д. Скубенко.