Религия Классификация учеников в традиции Махаяны

Классификация учеников в традиции Махаяны

324
0

Классификация учеников по типам способностей вошла в традицию, получив в ней разные интерпретации. В плане постижения это подразделение учеников на индивидов «тупых способностей» и индивидов «острых способностей» , причем первый тип подразделяется тоже на «тупых» и «острых». Здесь критерием выступает способность к критическому подходу и анализу: «тупые» ученики принимают изложенное им учение на веру. Ученики «тупые из тупых» и дальше следуют учению по вере.

Ученики же разряда «острых способностей» из типа «тупых», приняв первоначально учение на веру, дальше все-таки анализируют его и перепроверяют — применяют критическое мышление. Ученики «острых способностей» вообще не принимают изложенного учения на веру, но сначала подвергают его анализу и проверке критическим мышлением, логикой, соответствием своему опыту.

Итак, ученик неадекватен в своем понимании и мотивациях, эмоциях. «Ученик» по-тибетски dul-bau — значит, «обуздываемый», «дисциплинируемый», «подчиняемый». Что здесь подразумевает обуздание? Это прежде всего идея подчинения контролю ума ученика: классический пример и в раннебуддийской традиции, и в Махаяне — обуздание дикого лесного слона. Дикий слон — необузданный ум. Обуздывающий, погонщик — это сам ученик, его разум, долгосрочная мотивация, воля.

Виная, монашеская дисциплина, по-тибетски dul-ba, имеет тот же корень: это «обуздание» человека обетами. Человек, принимая обеты, подчиняет сам себя. Так что, хотя учитель стоит на обуздывающей стороне, основная идея — это самоконтроль, самодисциплина. Недаром и первое требование к совершенно обученному, то есть самому учителю — иметь самообуздание.

Наставление о качествах «сосуда» и «четыре средства собрания» — это примеры требований, предъявляемых к учителю и ученику в традиции Махаяны. От учителя требовалось не преподавать людям, если они не просят об этом «сосуды». А если знаете, что «сосуды» , можете проповедовать и без прошения» 0 и не преподавать тем, кто проявляет знаки неуважения. Указанное требование свидетельствует, что в понимании буддийской традиции «ученик» начинался как таковой с момента, когда осознавал потребность в учении и просил о нем.