Интерьер в зеркале живописи Картины выдающихся представителей критического реализма

Картины выдающихся представителей критического реализма

284
0

О картинах выдающихся представителей критического реализма в русской живописи, во многом созвучных эстетике великого писателя, у нас еще пойдет речь в последней, итоговой главе. Здесь мы предлагаем вниманию читателя несколько несравненно более скромных образцов жанра. Тем не менее ощутимы существенные стилистические сдвиги в переходе к психологически насыщенному «интерьеру настроения».

И. Г. Дурнов Интерьер. 1840-е гг. Холст, масло Донецкий областной художественный музей

Их ранним предвосхищением становится замечательная во всей своей кажущейся безыскусности композиция И. Т. Дурнова («Интерьер»), исполненная еще в 1840-е годы. Тонкие силуэты мальчиков, беседующих на фоне городской стены, аскетический тусклый колорит подводят будничную реальность к рубежу мечты, элегического воспоминания о былом. Мир детства, давно уже обжитый литературой и хорошо знакомый живописи просветительской поры, вероятно, именно в эту переходную эпоху (вспомним «Неточку Незванову» Ф. М. Достоевского, которую от картины Дурнова отделяют считанные годы) обретает особенно сильный ностальгический оттенок как развернутая метафора прерывающейся связи времен.

И. Ф. Хруцкий В комнате (Мальчики, рассматривающие альбом с картинками). 1854 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея

К интимизму картины Дурнова близки по настроению домашние темы И. Ф. Хруцкого, А. А. Боброва 1850 — 1870-х годов. Характерно, что в интерьерах Хруцкого время отразилось гораздо эмоциональней, гораздо более сокровенно, чем в его известных натюрмортах, этих пышных воспоминаниях о барочных празднествах «мертвой натуры». Лучшие «комнатные жанры» Хруцкого — это тонко, световоздушно нюансированные пространства его собственной усадьбы с фигурами детей художника, что придает этой живописи свойства семейной хроники.