Интерьер в зеркале живописи Лирически-пейзажное отношение к «комнатному жанру»

Лирически-пейзажное отношение к «комнатному жанру»

236
0

Мотивы буквально «тающего» в ландшафте интерьера обретают оттенок уже не лирического рассказа, но скорее волшебной сказки во многих полотнах И. М. Орлова (мастера, в чьем творчестве «комнатный жанр» занимает большое место). Если образы городских комнат художник, по словам искусствоведа А. И. Морозова, «уподобляет… картинам живой природы, насыщая их ритмами органического движения», то в его сельских сценах растительность, как бы переступая через окна и пороги, уже теснится внутри, иной раз смыкаясь вокруг стола, а лампочка плывет в ночном полумраке как вполне правдоподобная луна. Неразрывное единство природы и человека осмысливается здесь в медлительном, задумчивом ритме вкрадчивого взаимопроникновения, слияния внутреннего и внешнего пространства. Орлов пространственно и образно дополняет то же чувство открытого диалога с пейзажем (через сквозной, «обрамляющий» мотив жилья), которое памятно по «Пейзажу со всадником» (1964), одной из известных линогравюр Г. Ф. Захарова, где диалог этот получил особенно пластически четкое, особенно гармоничное выражение.

И. М. Орлов Вечерний интерьер. 1982 Холст, масло Собственность художника Москва
И. П. Обросов Осень. Гроза над полем. 1979 Картон, темпера

И Орлов, и в особенности И. П. Обросов, постоянно обращаясь к «сквозной форме», внесли самобытный вклад в уже упоминавшуюся нами тему сельского интерьера, в органическом единстве сопрягающую пейзаж и бытовой жанр. Экспрессивным ритмическим акцентом в целом ряде полотен Обросова доминирует мотив окна, рамой теплых охристых тонов окаймляющий дали летних полей. Вся зрительная энергия сосредоточивается в грубоватом прямоугольнике проема, выплывая наружу свободным, умиротворяющим всплеском. О. Н. Лошаков в своем «Туманном утре на Шикотане» (1974), как и Орлов в его «сельских жанрах», уподобляет всю заднюю стенку картинной «коробки» огромному прозрачному окну. Пейзажные горизонты в этом распахнутом в величественную панораму дальневосточной природы «интерьере без стен» тем самым претворяются в мир лирического раздумья о будущем, часть духовного мира юной героини картины.

О. Н. Лошаков Туманное утро на Шикотане. 1974 Холст, масло