Интерьер в зеркале живописи «Мастерские» венециановского круга

«Мастерские» венециановского круга

307
0

«Мастерские» венециановского круга, наиболее известной и импозантной из которых является «Мастерская А. Г. Венецианова в Петербурге», написанная А. А. Алексеевым (1827; с портретами самого Алексеева, а также А. В. Тыранова и, возможно, Н. С. Крылова — трех учеников мастера), занимают срединное положение между «поэзией» акварели Ефимова и «прозой» акварелей Иванова. С одной стороны, это полные торжественной тишины «храмы искусства», святилища перспективы, которую Венецианов, подчеркивая ее путеводительную роль, сравнивал с «грамматикой в литературе». С другой стороны, «святилища» эти проникнуты удивительно интимным, семейным духом, господствующим даже там, где изображаются собственно ателье, а не жилые комнаты художников. Художество предстает естественным продолжением будничного бытия, дает ощущение органического продолжения и бытия самого зрителя.

Неизвестный художник В комнатах. 1-я половина XIX в. Холст, масло Государственная Третьяковская галерея

Так здесь находит отражение просветительская концепция «художника-домохозяина». Примечательны подобные «мастерские» и в других отношениях. Например, нередко проступают тут навыки маскировки профессионала под непринужденного дилетанта, типичные для романтизма; сказываются в шких работах и своеобразные реминисценции некоторых традиционных мотивов.

Неизвестный художник В комнатах. Фрагмент

Девочка, рисующая куклу, в картине неизвестного мастера «В комнатах» (она становится главным действующим лицом, ибо сам художник оставил работу за мольбертом, занявшись вытиранием палитры), живо напоминает детей-рисовальщиков в голландской живописи XVII века. Там они выступают как эмблемы, знаменующие начальную пору «науки жизни» под руководством «матери-Натуры», здесь претворяются в поэтическую деталь, словно приглашающую самого зрителя к занятию искусством.
Неизвестный художник В комнатах. Фрагмент