Магия обжитого пространства уходит из этих, обычно светлых, олеографически-мажорных картинок, они смотрятся как подобия роскошных гостиничных номеров, демонстрирующих модные декоративные стили, но никак не образ мыслей и чувствования людей, здесь обитающих. Дело даже усугубляется, когда этим занимаются не любители, придающие своим «комнатам» обаяние примитива, но узкие специалисты по интерьерному письму (которые умножаются в пору окостенения, старческого увядания аристократического быта, столь же значительно, как «лошадиные портретисты»).
Сильвестр Ф. Щедрин Интерьер дома Голицыных. 1830 Холст, масло Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
Всякие образотворческие задачи сменяются здесь нацеленностью (требующей холодной профессиональной выучки) на создание безупречного коммерчески-престижного продукта.
В какой-то мере вырождению чисто видовой (но не жанровой) интерьерной живописи во второй половине XIX века способствует господство эклектизма в декоративном оформлении. Если в былые годы равнодействующее и в великом, и в малом стилевое единство ампира облагораживало своими гармониями даже скромные попытки художников-любителей, то теперь живописцу предстает лишь немой конгломерат красивых вещей.